Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 27 июня 2014 г. N 170
Резолютивная часть решения объявлена 27.06.2014 Чита, ул. Лермонтова, 14
Полный текст решения изготовлен 30.06.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; Макаровой С.П. ведущий специалист-эксперт этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Забстройсервис" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии государственного заказчика - Забайкальского аграрного института - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Иркутской государственной сельскохозяйственной академии при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений (реестровый N0391100006014000004),
в присутствии представителей: заказчика - Иванова М.И. (доверенность от 12.06.2014 б/н), Пляскина В.Е. (доверенность от 12.06.2014 б/н); заявителя - Собельниковой М.П. (доверенность от 19.06.2014 б/н) и директора общества Ушакова Ю.В.,
УСТАНОВИЛА:
20 июня 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Забстройсервис" на действия аукционной комиссии заказчика, в которой заявитель не согласен с отклонением первой части заявки общества, поданной на участие в электронном аукционе реестровый N0391100006014000004.
Представители общества пояснили, что первая часть заявки содержит согласие, конкретные показатели используемых при выполнении работ материалов, а также в заявке указано, что все материалы Российского производства. Поскольку конкретные показатели используемых при выполнении работ материалов соответствуют установленным заказчиком требованиям, а также наличие в заявке указание на их российское производство, по мнению заявителя, указанного достаточно для признания заявки общества соответствующей требованиям аукционной документации.
В обоснование доводов заявителем представлены: копии аукционной документации, извещения о проведении электронного аукциона, протокола рассмотрения заявок, первой части заявки общества.
Заявитель считает отказ в допуске к участию в аукционе необоснованным, просит выдать предписание об отмене протокола рассмотрения заявок.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились.
Заказчик считает, что указанное в протоколе обоснование отказа в допуске к участию в аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Причиной отклонения заявки N3 послужило отсутствие в первой части заявки наименования места происхождения предлагаемого к использованию при выполнении работ товара или наименования производителя.
Представителями заказчика указано, что ввиду отсутствия указания наименования места происхождения предлагаемого к использованию при выполнении работ товара или наименования производителя затруднило определение достоверности заявленных участником закупки характеристик материалов. Члены аукционной комиссии не смогли оценить, какие материалы будут использованы при выполнении работ.
Указание в составе первой части заявки после всех конкретных показателей используемых материалов "все материалы Российского производства" не даёт законных оснований полагать, что участником закупки выполнено требование пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Статьей 1516 ГК РФ установлено определение наименования места происхождения товара. В силу части 1 указанной статьи наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта. Кроме того, по пункту 2 данной статьи не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Помимо изложенного, существует общероссийский реестр наименований места происхождения товаров, куда включаются все наименования, зарегистрированные в качестве мест происхождения товаров.
Наименование "все материалы Российского производства" не позволяет идентифицировать материалы, которые участником предлагаются к использованию в ходе выполнения работ как происходящие с территории определенного географического объекта, связанного с местом их производства или с определенными производителями предлагаемых товаров.
В силу части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Согласно части 4 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Проанализировав сведения первой части заявки участника N3, комиссией не было установлено наименований производителей материалов, соответствующих требованиям частей 1 и 4 статьи 54 и частей 1 и 2 статьи 1473 ГК РФ. Словосочетание "все материалы Российского производства" не подлежит идентификации в качестве наименования производителя указанных материалов по причине отсутствия в указанном словосочетании сведений об организационно-правовой форме юридического лица.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Представители государственного заказчика считают решение членов аукционной комиссии правомерным.
В обоснование доводов представителями государственного заказчика представлены: выписка из реестра наименований мест происхождения товаров, копию решения Комиссии Омского УФАС России от 19.05.2014 по жалобе 03-10.1/189-2014.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
06 июня 2014 года заказчик разместил извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений (реестровый N0391100006014000004).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 18.06.2014 на участие в аукционе поступило 3 заявки, две из которых аукционной комиссией отклонены. Заявка N3 ООО "Забстройсервис" отклонена, поскольку в первой части заявки на участие в электронном аукционе отсутствует наименование места происхождения предлагаемого к использованию при выполнении работ товара или наименования производителя.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 19.06.2014 заявка ИП Гнедич А.В. признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
а) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Данная норма отражена в пункте 3.1.3 аукционной документации. Требования к использованным при выполнении работ материалам изложены в разделе V аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу требований пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
Изучив заявку ООО "Забстройсервис" Комиссия установила, что в заявке общества указано "все материалы Российского производства". Комиссия считает, что такое указание не относится ни к наименованию места происхождения товара ни к наименованию производителя товара.
Закон о контрактной системе не содержит определения, что понимается под понятиями наименованием места происхождения товара или наименованием производителя товара.
Согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии со статьей 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 1516 ГК РФ.
Таким образом, Комиссия считает возможным применение определения понятия "наименование места происхождения товара" как обозначения, представляющего собой либо содержащего современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначения, производного от такого наименования и ставшего известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
При этом Комиссией установлено, что в заявке не содержится указание на место происхождения товара, поскольку в заявке указано на его российское производство.
Производителем товара является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, изготавливающие товары для реализации потребителям.
В соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Согласно статье 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Таким образом, Комиссия считает, что указание в первой части заявки участником закупки на наименование производителя товара должно содержать либо фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество производителя, либо организационно-правовую форму и наименование юридического лица.
Заявка ООО "Забстройсервис" такого наименования производителя не содержит.
Таким образом, поскольку первая часть заявки ООО "Забстройсервис" не содержит сведений о производителе, месте происхождения товара, её отклонение членами аукционной комиссии государственного заказчика является правомерным.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Забстройсервис" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
С.П. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 27 июня 2014 г. N 170
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2014