Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2014 г. N 316-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Дворниковой А.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Спецрегион" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спецодежды (изв. N 369100010914000051) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Лесное озеро" Министерства внутренних дел Российской Федерации", действующих на основании доверенностей N 12 от 05.03.2014, N 18 от 03.03.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 05.06.2014 поступила жалоба ООО "Спецрегион" на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 16.05.2014 года извещения о проведении Аукциона.
Начальная цена контракта - 286901,05 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 26.05.2014 в 08 часов 00 минут.
По состоянию на 16.06.2014 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что заявка ООО "Спецрегион" на участие в аукционе отклонена аукционной комиссией неправомерно.
По мнению заявителя, заявка ООО "Спецрегион" на участие в аукционе подана в установленном порядке.
Согласно протоколу подведения итогов рассматриваемого электронного аукциона, заявка ООО "Спецрегион" на участие в аукционе признана несоответствующей требованиям документации об аукционе на основании пункта 1 части 1 статьи 69 закона о контрактной системе, подпункта 2.3 пункта 19 раздела 1 Информационной карты документации об аукционе по причине непредставления по всем позициям копий документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным законодательством российской Федерации, а именно, сертификатов.
Заявитель считает, что отклонение заявки ООО "Спецрегион" на участие в аукционе было произведено аукционной комиссией неправомерно, поскольку сертификаты на товар должны предоставляться вместе с товаром при поставке и требовать их представления в составе заказчик не должен.
Представитель заказчика с доводами жалобы участника закупки не согласился и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что в заявке ООО "Спецрегион" не содержалось копий документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, сертификатов.
Между тем, требование о представлении указанных документов содержится в подпункте 2.3 пункта 19 раздела 1 Информационной карты документации об аукционе.
Требование о представлении в составе заявки сертификатов на товар установлено заказчиком на основании статьи 66 Закона о контрактной системе, Приказа Минсоцразвития от 01.06.2009 N 290Н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ".
Указанным Приказом Минсоцразвития установлены Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ (далее - Правила), согласно которым работодатель обязан обеспечить приобретение, выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствие СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно пункту 8 Правил, приобретение и выдача работникам СИЗ, не имеющих сертификатов соответствия или имеющих сертификаты, срок действия которых истек, не допускается.
ООО "Спецрегион" подана заявка на участие в аукционе с защищенным номером 7651510, в составе второй части которой требуемых заказчиком копий сертификатов представлено не было, на основании чего аукционной комиссией правомерно принято решение о несоответствии указанной заявки требованиям документации об аукционе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Спецрегион" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 2.3 пункта 19 Информационной карты документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге (сертификат)".
Решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0369100010914000051-3 от 03.06.2014 года, заявка с защищенным номером 7651510 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а также на основании подпункта 2.3 пункта 19 Информационной карты по причине непредставления по всем позициям копий документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным законодательством российской Федерации, а именно, сертификатов.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев вторую часть заявки ООО "Спецрегион", протокол подведения итогов электронного аукциона N 0369100010914000051-3 от 03.06.2014 года, требования документации об Аукционе к содержанию и составу второй части заявки на участие в Аукционе, приходит к выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии нарушений частей 1,2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку участником закупки не исполнено требование о представлении во второй части заявки сертификатов на предлагаемый к поставке товар. Между тем, требование о представлении сертификатов установлено в документации об аукционе, на соответствие требованиям которой аукционная комиссия рассматривала заявку ООО "Спецрегион".
2. Согласно статье 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О техническом регулировании", принятие декларации о соответствии и обязательная сертификация являются обязательными формами подтверждения соответствия.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона, сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" утверждены прилагаемые к указанному постановлению единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Ни в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, ни в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, закупаемый посредством проведения рассматриваемого Аукциона товар не входит.
Позиции 8570 "Изделия рабочие и специального назначения", 8572 "Костюмы рабочие и специального назначения", 8575 "комбинезоны рабочие и специального назначения", 8577 "Юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья и сорочки рабочие и специального назначения", 8578 "Рукавицы, перчатки и другие рабочие принадлежности и специального назначения" исключены с 01.06.2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 435.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что обязательная сертификация указанных товаров в настоящее время не требуется законодательством Российской Федерации.
В составе заявки участника аукциона (защищенный номер заявки 7683523), признанного по итогам его проведения победителем аукциона, содержатся сертификаты соответствия, срок действия которых указан с 25.05.2012 года, то есть до исключения указанных позиций из единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что установив в документации об Аукционе требование о представлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе сертификатов на товар, заказчик нарушил требование пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в составе документации об аукционе не предусмотрена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.
Подпункт 1 пункта 19 информационной карты документации об аукционе требует представления в составе первой части заявки на участие в закупке конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе.
Раздел 3 документации о закупке содержит рекомендуемую форму первой части заявки участника закупки, которая представлена в виде таблицы, содержащей колонки "наименование товара", "характеристика товара", "место происхождения товара", "количество", "гарантийный срок".
Между тем, в документации о закупке нет ссылок на пункты указанной документации, в которых содержатся показатели, подлежащие конкретизации участником в составе заявки, что приводит к ненадлежащему заполнению заявок участниками, и как следствие, к уменьшению круга участников аукциона.
4. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке представлено обоснование НМЦК, которое не содержит расчета.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены требования Методических рекомендаций.
5. В нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 32 информационной карты документации об аукционе требования к банковской гарантии, предусмотренные Законом о контрактной системе, установлены не в полном объеме.
6. В пункте 7.6 проекта контракта указано, что пеня за просрочку исполнения заказчиком обязательств по контракту составляет не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Между тем, частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе указывает, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством российской Федерации.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 4 указанного Постановления Правительства, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Иных условий ответственности поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, Закон о контрактной системе не содержит.
Между тем, нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 9.3 проекта контракта предусмотрено, что за невыполнение поставщиком требований заказчика о представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта поставщик выплачивает штраф в размере 20 % от цены контракта.
8. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1.3 проекта контракта, поставщик обязуется передать заказчику товар в количестве и ассортименте, указанных в Спецификации (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта.
Проект контракта включает в себя Приложение N 1 "Спецификация", которое содержит показатели товара, предусмотренные документацией об аукционе, что исключает возможность включения в проект контракта показателей, предложенных в заявке участника закупки, с которым заключается контракт и приведет к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
9. Протокол N 0369100010914000051-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.05.2014 года содержит информацию о том, что участнику с защищенным номером заявки 7695821 отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании подпункта 1 пункта 19 Информационной карты документации об аукционе по причине неуказания гарантийного срока товара по всем позициям.
В подпункте 1 пункта 19 Информационной карты документации о закупке указано, что для оформления первой части заявки участнику закупки предлагается Раздел 3 "Рекомендуемая форма первой части заявки участника закупки". Указанная форма предусматривает указание участником закупки гарантийного срок на товар.
Кроме того, Раздел 2 "Сведения по предмету заказа" указывает, что срок действия гарантии на товар должен быть не менее, чем срок действия гарантии производителя данного товара, но не менее 12 месяцев.
По причине отсутствия в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, указания заказчиком в разделе 3 параметра "гарантийный срок", при рассмотрении заявок на участие в аукционе аукционная комиссия, руководствуясь документацией о закупке, пришла к выводу о необходимости обязательного указания в составе первой части заявки на участие в аукционе показателя, характеризующего гарантийный срок на товар. На основании неуказания гарантийного срока на товар участнику, подавшему заявку с защищенным номером 7695821 было отказано в допуске к участию в аукционе.
Между тем, указанные действия аукционной комиссии стали следствием нарушения заказчиком положений пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Гарантийный срок на товар не является конкретным показателем, который необходимо указывать в составе заявки на участие в аукционе в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Это показатель, который не может изменяться и включен заказчиком в документацию о закупке в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а следовательно, не подлежит конкретизации участником закупки в составе заявки на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецрегион" на действия аукционной комиссии необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 64, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.О. Дворникова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 июня 2014 г. N 316-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2014