Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 мая 2014 г. N 278-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных им муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ТК "РЕЙС" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг (извещение N 0369100009114000017) в присутствии:
- представителей ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области, действующих на основании доверенностей от 28.05.2014;
- представителя ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области, действующего на основании удостоверения от 20.01.2012 N 030351,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 21.05.2014 поступила жалоба ООО ТК "РЕЙС" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание транспортных услуг (извещение N 0369100009114000017) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области (далее - заказчик) объявило о проведении запроса котировок 08.05.2014 путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 180 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 16.05.2014 в 17 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на оказание транспортных услуг не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Извещением N 0369100009114000017 от 08.05.2014, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, объявлен запрос котировок на оказание транспортных услуг.
Заявителем 16 мая 2014 года на электронный адрес заказчика направлена заявка на участие в запросе котировок.
Заказчик неправомерно указанную заявку не принял и не зарегистрировал в нарушение части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Котировочные заявки принимаются в форме электронного документа в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе. При этом документ должен быть подписан усиленной электронной подписью и подан с использованием единой информационной системы.
Котировочные заявки, поступившие на электронную почту заказчика, не принимаются и не рассматриваются и в этот же день возвращаются участнику.
В соответствии с разъяснением Минэкономразвития РФ допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Согласно части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до скрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
В настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
При этом Законом о контрактной системе не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам
1. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Так, пункт 11 извещения о проведении запроса котировок устанавливает, что котировочные заявки могут быть поданы:
- в письменной форме, в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, в соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе, в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Челябинской области, по адресу: г. Челябинск, ул. Молодежная, 24, кабинет группы государственных закупок (местный телефон - 1-91), в рабочие дни с 8:00 до 17:00 часов (местного времени), обед с 12:00 до 13:00 часов (местного времени);
- в форме электронного документа, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе, при этом документ должен быть подписан усиленной электронной подписью и подан с использованием единой информационной системы.
Исходя из материалов, представленных на заседание Комиссии, следует, что заявителем заявка на участие в запросе котировок в электронной форме направлена заказчику посредством электронной почты, что не соответствует требованиям извещения, а также положениям статьи 5 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика, в части отказа в принятии и регистрации котировочной заявки ООО ТК "РЕЙС" на участие в запросе котировок, являются правомерными, так как соответствуют части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, Комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующие
1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок указываются предъявляемые участникам такого запроса котировок требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Однако в извещении о проведении запроса котировок, сформированном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, в нарушение части 1, 2 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе не установлены требования к участникам закупки, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса котировок.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Так, извещение о проведении запроса котировок, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержит требование к участникам закупки, регламентированное пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Вместе с тем, Правительством Российской Федерации не установлены дополнительные требования к оказанию транспортных услуг (т/с укомплектованное тентом, грузоподъемностью не менее 5 тонн) при проведении запроса котировок.
Таким образом, в извещении о проведении запроса котировок, сформированном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования, регламентированные пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Подпункт 1 пункта 19 извещения о проведении запроса котировок в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе предусматривает требование к участнику закупки о его соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
3. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
При этом, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен статьей 45 Закона о контрактной системе, в том числе в части предоставления обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии, выданной банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Однако в извещении о проведении запроса котировок в части порядка предоставления обеспечения исполнения контракта заказчиком не установлено требование о необходимости предоставления банковской гарантии банка, указанного в части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
4. Как следует из частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен быть предусмотрен размер штрафа, как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), который начисляется за ненадлежащее исполнение заказчиком (поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Однако в проекте контракта заказчик не установил указанные меры ответственности в отношении заказчика и исполнителя в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 устанавливают порядок расчета штрафа в зависимости от суммы контракта.
Таким образом, заказчик не установил указанные меры ответственности в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Таким образом, заказчик в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта необходимые в силу законодательства о контрактной системе сведения, что может повлечь за собой заключение контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
5. Как следует из части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 4 извещения заказчиком установлено требование к грузоподъемности транспортного средства - не менее 5 тонн, что свидетельствует о включении в документацию о закупке требования к производственным мощностям, которым должно отвечать транспортное средство, необходимые для перевозки грузов, в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение может привести к безосновательному ограничению возможности хозяйствующих субъектов по осуществлению перевозки груза транспортным средством менее 5 тонн.
6. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Котировочная заявка (Приложение N 1) содержит требование о предоставлении участником закупки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Заявка победителя закупки в нарушение требований извещения о проведении запроса котировок, а также требований пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе не содержит сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Таким образом, котировочной комиссией в нарушение частей 1, 7 статьи 78 Закона о контрактной системе допущена котировочная заявка участника закупки ООО "Астарта".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ТК "РЕЙС" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения:
- в действиях заказчика - пункта 1 части 1 статьи 31, частей 1, 5 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункт 8 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, статьи 45 Закона о контрактной системе;
- в действиях котировочной комиссии - частей 1, 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 мая 2014 г. N 278-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2014