Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июня 2014 г. N 372-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных им муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО ПКП "Аккорд" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции для нужд МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области (извещение N 0369100019114000016) в присутствии:
- представителя ООО ПКП "Аккорд", действующего на основании доверенности от 27.06.2014 N 272014 03;
- представителя МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области, действующего на основании доверенности от 20.06.2014;
- члена котировочной комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.06.2014 поступила жалоба ООО ПКП "Аккорд" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции для нужд МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области (извещение N 0369100019114000016) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области объявил о проведении запроса котировок 05.06.2014 путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 129 973, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 16.06.2014 в 15 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы государственный контракт на изготовление печатной продукции для нужд МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем:
Котировочная заявка ООО ПКП "Аккорд" отклонена котировочной комиссией неправомерно. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок причиной отказа является "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)". Вместе с тем, котировочная заявка ООО ПКП "Аккорд" содержит документы, подтверждающие соответствие единым требованиям, установленным статьей 31 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Котировочная заявка ООО ПКП "Аккорд" отклонена котировочной комиссией правомерно в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
В силу части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений Закона о контрактной системе и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17.06.2014 причиной отклонения котировочной заявки ООО ПКП "Аккорд" является "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок указываются требования, предъявляемые к участникам запроса котировок и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении запроса котировок в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлены "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" без конкретизации требований к участникам закупки в соответствии с объектом закупки.
Следовательно, котировочная заявка ООО ПКП "Аккорд" соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, котировочной комиссией в нарушение требований частей 1, 7 статьи 78 Закона о контрактной системе неправомерно отклонена от участия в запросе котировок заявка ООО ПКП "Аккорд".
Кроме того, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17.06.2014 составлен котировочной комиссией в нарушение части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, а именно: не указаны положения Закона о контрактной системе и положения извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок участников, предложения, содержащиеся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующие требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок.
При рассмотрении жалобы, Комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующие.
1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок указываются требования, предъявляемые к участникам запроса котировок и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В извещении о проведении запроса котировок в нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено требование о выполнении участниками запроса котировок за последние три года, предшествующие дате размещения извещения о проведении запроса котировок, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (в соответствии с частью 16 статьи 112 Закона о контрактной системе).
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
В нарушение пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчик в форме котировочной заявки на участие в запросе котировок не установил требование об указании участниками запроса котировок идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
3. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке содержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом таблица расчета НМЦК не содержит расчета НМЦК, а также реквизитов документов, используемых в качестве обоснования НМЦК (Акт расчета начальной (максимальной) цены контракта от 05.06.2014).
Вместе с тем, указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления НМЦК путем обращения к соответствующим источникам информации.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
4. Как следует из частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен быть предусмотрен размер штрафа, как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), который начисляется за ненадлежащее исполнение заказчиком (поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Однако в проекте контракта заказчик не установил указанные меры ответственности в отношении заказчика в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 7.3. проекта контракта в нарушение требований частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе недопоставка или поставка товара ненадлежащего качества, поставщик уплачивает заказчику штраф в размере 2 % от цены контракта за каждый случай нарушения.
Вместе с тем, правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 устанавливают порядок расчета штрафа в зависимости от суммы контракта.
Таким образом, заказчик не установил указанные меры ответственности в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Согласно пункту 7.2. проекта контракта при нарушении сроков, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе пунктом 4.1. настоящего контракта, поставщик обязан уплатить заказчику пеню в размере 0,1 % от цены контракта за каждый день просрочки.
Таким образом, заказчик предусмотрел в проекте контракта установил порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой заключение контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
5. В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Заказчиком в нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
6. Согласно пункту 1.3. проекта контракта поставщик обязан иметь действующую лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок наименованием объекта закупки является изготовление печатной продукции для нужд МО МВД России "Чебаркульский" Челябинской области.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрено получение разрешения на изготовление печатной продукции в виде лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
7. В силу части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно извещению о проведении запроса котировок заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении. В форме "электронного документа" - на электронный адрес tn.chebara@mail.ru.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Таким образом, заказчик в нарушение части 1 статьи 5, части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе установил в извещении о проведении запроса котировок возможность подачи котировочных заявок в форме электронного документа посредством электронной почты.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО ПКП "Аккорд" на действия котировочной комиссии обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения:
- в действиях заказчика - части 6 статьи 31, части 3 статьи 33, частей 2,5,7,8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 4 части 3 статьи 73, части 1 статьи 5, части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе.
- в действиях котировочной комиссии - частей 1, 7, 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3 Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июня 2014 г. N 372-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2014