Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июля 2014 г. N 03/ИН
Резолютивная часть объявлена 01.07.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.07.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Игошева Н.Е. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Назарова И.П. - Начальник отдела управления;
- Сенькова З.Н. - Ведущий специалист - эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
от Заявителя - Шутко О.Д. по доверенности от 30.05.2014 г.;Зуев А.С. По доверенности от 01.01.2014;
от Заказчика - Кондаков Ю.Ю. по доверенности N 12 от 01.07.2014 г.;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2014 г.; Клочкова В.В. по доверенности от 01.01.2014 г.;
от победителя аукциона - Федоров К.С. по доверенности N 3 от 01.07.2014 г.
рассмотрев жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 25.06.2014 г. N1388-ж на действия Заказчика - Департамент здравоохранения ХМАО-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по проведению контроля эффективности мероприятий по снижению численности клещей, личинок комаров, окрыленных комаров, а так же грызунов на территории ХМАО-Югры в 2014 г. (извещение N0187200001714000640).
установила:
Жалоба соответствует положениям статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в частности для оказания услуг предусмотренных объектом закупки требуется санитарно- эпидемиологической экспертизы с последующей выдачей санитарно- эпидемиологического заключения.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части необоснованного допуска победителя аукциона к участию в закупке.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются нарушения положений части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части необоснованного допуска победителя аукциона к участию в закупке.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части неисполнения условий контракта победителем аукциона N 0187200001713002225.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения статьи 94 Закона о контрактной системе, в части неисполнения условий контракта победителем аукциона N 0187200001713002225.
Кроме того, Заявитель ссылается на то, что юридические лица ООО "Олискор" и ООО "Камед", являются афиллированными лицами, а также между данными лицами, ООО ТК "Медидиан" и Заказчиком усматривается сговор на торгах.
В целях рассмотрения жалобы запрошена информация, документы (заверенные копии) и проведена внеплановая камеральная проверка проведения закупки.
В результате проведения камеральной проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2013 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Постановление N 291), работы (услуги) по дезинфектологии в составе медицинской деятельности подлежат лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской деятельностью понимается - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
В соответствии пунктом 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям в рамках оказания медицинской помощи, относятся мероприятия по принятию мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, а также профилактических прививок.
Объектом закупки электронного аукциона являлось: оказание услуг по проведению контроля эффективности мероприятий по снижению численности клещей, личинок комаров, окрыленных комаров, а также грызунов на территории ХМАО - Югры.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что понятие дизенфиктологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденном Постановлением N 291, применяется к организациям, проводящим санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Техническим заданием аукционной документации не предусмотрено оказание услуг в рамках оказания медицинской помощи, следовательно, в данном случае лицензия не требуется, (данное утверждение подтверждается совместным письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения от 24 мая 2013 года N 16и-521/13).
Согласно пункту 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" от 9 июня 2003 года N 131(далее - Правила) при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов и осуществлении дезинфекционной деятельности должны соблюдаться санитарные правила.
Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 года N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (далее - Порядок 224).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 224 а также с учетом статьи 40 Закона N 52 ФЗ санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления следующих видов деятельности:
- медицинская и фармацевтическая деятельность;
-деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
образовательная деятельность;
-деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение выдается не на осуществляемый вид деятельности, а на соответствие зданий, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления указанных видов деятельности.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на соответствие зданий, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать при осуществлении дезинфекционной деятельности Порядком N 224 не предусмотрена.
Объектом закупки предусмотрено оказание услуг, не составляющих медицинскую деятельность в соответствии с Постановлением N 291.
Таким образом, исходя, из вышеуказанного следует, что для оказания услуг предусмотренных объектом закупки не требуется санитарно- эпидемиологической экспертизы с последующей выдачей санитарно- эпидемиологического заключения (совместное письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 февраля 2008 годаN 01/1451-8-32).
Заявитель также указывает, что согласно сведениям о видах деятельности, осуществляемых ООО "Олискор", признанного победителем аукциона N0187200001714000640, проведение энтомологических исследований не относится к числу этих видов деятельности и, следовательно, данная заявка должна быть отклонена от участия в аукционе.
Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ коммерческие организации, к которым относится и ООО "Олискор" могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Законом о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявки от участия в закупке, отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ и в уставе юридического лица сведений об осуществлении деятельности по какому-либо коду ОКВЭД само по себе не является основанием для отклонения заявки в допуске к участию в аукционе.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части необоснованного допуска победителя аукциона к участию в закупке.
По факту неисполнения условий контракта победителем аукциона N 0187200001713002225 Комиссией установлено следующее.
Во-первых, рассмотрение данного вопроса не относится к компетенции антимонопольного органа.
Во-вторых, Комиссия не может рассматривать данный вопрос, т.к. он не относится к рассмотрению данного дела, в связи с тем, что по электронному аукциону N0187200001713002225 уже заключен контракт.
В-третьих, жалоба Заявителя по данному аукциону уже рассматривалась в антимонопольном органе.
По факту того, что юридические лица ООО "Олискор" и ООО "Камед", являются афиллированными лицами, а также между данными лицами, ООО ТК "Медидиан" и Заказчиком усматривается сговор на торгах Комиссией установлено следующее.
На стадии подготовки к проведению аукциона N0187200001713002225 заказчиком в техническом задании было определено использование препарата N 1 на основе действующего вещества циперметрин ( 23-27%) и препарата N 2 с содержанием действующего вещества фентион (48-52%) .
Препараты, предлагаемые на российском рынке с ДВ фентион, 50% - только "Эсланадез-инсектоакарицид" и "Акарифен". Однако, эти препараты (с содержанием фентиона 50%) не зарегистрированы для применения на открытых территориях против комаров. Только против клещей и комаров в закрытых водоёмах (подвалах и пр.) а значит, не могут быть использованы по условиям ТЗ аукциона.
На российском рынке производятся препараты с содержанием фентиона 20-25%, которые зарегистрированы для всех видов дезинсекционных мероприятий. Например, препараты с фентионом 20% (Сульфокс), 24% (Медилис-Супер) и 25 % (Форссайт).
Единственный препарат с содержанием фентиона 50%, зарегистрированный в РФ и полностью совпадающий со всеми требованиями ТЗ аукциона. Производителем его является ООО "Торговая компания "Меридиан"- победитель аукциона 2013 г. Данный препарат: "Альпицид Ф" включен в перечень зарегистрированных средств накануне объявления аукциона - 04.12.2013 г. (http://fp.crc.ru Реестр свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть).
До момента проведения аукциона препарат в продаже полностью отсутствовал. Производитель совершенно не афишировал его наличие. В данный момент, после заключения контракта на сайте ООО "Торговая компания "Меридиан" препарат "Альпицид-Ф" выставлен на продажу.
Регистрация препарата "Альпицид-Ф", незадолго до объявления аукциона 2014 года (за 27 дней), отсутствие препарата в открытой продаже, полное совпадение его характеристик с требованием ТЗ аукциона для Препарата N 2 это ни что иное, как хорошо спланированные действия для создания условий ограничения количества участников аукциона.
Что характерно - в части проведения дератизации - никаких требований в техническом задании к препаратам не выставлено!
ООО "Торговая компания "Меридиан", которая, несомненно, связана с ООО "КАМЕД" по мнению Заявителя, производит и торгует исключительно препаратом на основе циперметрина, КЭ 25% (требования Препарата N 1), а именно "Альпицид", и препаратом с содержанием фентиона 50% (Прерарат N 2)- "Альпицид Ф". Дезсредствами с препаративной формой "смачивающийся порошок" и биологическими препаратами "Меридиан" - не торгует. Как совершенно не торгует дератизационными средствами. Поэтому в ТЗ аукциона прописаны требования только для "своих" препаратов. А связь "Меридиана" и "КАМЕД" по мнению Заявителя очевидна.
Согласно протоколу подведения итогов победителем оказалось ООО "КАМЕД", г. Тюмень. Адрес у этой организации тот же, что и победителя аукциона 2013 г. ООО "ТК "Меридиан": Россия, 625031, Тюменская обл., г. Тюмень, Велижанская ул., д. 7. Учредители, те же.
По этому же адресу было зарегистрировано ООО "Самарово", имеющее тот же ИНН 7202129137 и номер телефона (3452) 47-30-98, что и ООО "КАМЕД (данные взяты с сайта ФНС России). Причинами этого, возможно, является нежелание афишировать связь победителей аукциона с известными фирмами с испорченной репутацией на данном рынке услуг (ООО "ТК "Меридиан" и ООО "Самарово"). ООО "Самарово" является производителем препарата "Самаровка-инсектицид", который использовался "Меридианом" в 2013 году. Требования по препарату в ТЗ в 2013 г. также были прописаны для используемого средства.
Кроме того, согласно сведений из ЕГРЮЛ единственным учредителем ООО "Олискор" является Конева В.Ю.
Одним из учредителей ООО "КАМЕД" является Конев А.Ю. (выписка из ЕГРЮЛ).
На основании вышеуказанного считаем, что выделенные Правительством ХМАО - Югры денежные средства не эффективно используются, поскольку судить об эффективности их использования, а также контролировать исполнение контракта (цели которого снижение численности клещей с целью улучшения эпидемиологической обстановки по заболеваемости населения вирусным энцефалитом и боррелиозом, а также снижение численности комаров, окрыленных комаров являющихся переносчиками инфекционных заболеваний) будет аффилированное к ООО "КАМЕД" хозяйствующее общество.
Обязательства государственного контракта по организации услуг по акарицидной, дезинсекционной обработке, барьерной дератизации, а также сбору и утилизации трупов животных, изложенные в преамбуле аукционной документации и техническом задании в данной ситуации не исполняются, таким образом, цель государственного контракта не может быть достигнута.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не правомочна рассматривать вопросы, касающиеся сговора на торгах и афиллированнисти юридических лиц. Данная прерогатива относится к компетенции отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства, в связи с этим материалы дела передаются в отдел защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства для проведения проверки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
- Признать жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 25.06.2014 г. N1388-ж на действия Заказчика - Департамент здравоохранения ХМАО-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по проведению контроля эффективности мероприятий по снижению численности клещей, личинок комаров, окрыленных комаров, а так же грызунов на территории ХМАО-Югры в 2014 г. (извещение N0187200001714000640) необоснованной.
- В течение 10 рабочих дней со дня изготовления решения в полном объеме передать материалы дела в отдел защиты конкуренции и рекламного законодательства для рассмотрения вопроса о возбуждении дела за нарушение антимонопольного законодательства по статье 11 Закона о защите конкуренции (сговор на торгах между Заказчиком и ООО "Олескор", ООО "Камед", ООО ТК "Меридиан") и наличию афиллированных лиц.
- В течение 10 рабочих дней со дня изготовления решения в полном объеме передать материалы дела в Прокуратуру ХМАО - Югры для проведения проверки по факту исполнения условий контракта, заключенному по итогам проведенного открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является Организация услуг по акарицидной, дезинсекционной обработке, барьерной дератизации, а также сбору и утилизации трупов животных (извещение N0187200001713002225).
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Игошева Н.Е.
Члены Комиссии: Назарова И.П.
Сенькова З.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июля 2014 г. N 03/ИН
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2014