Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 марта 2017 г. N 144
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев 10 марта 2017 года жалобу Мордовского филиала ОАО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок N 0809100000217000010 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО), находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Мордовия" (далее - запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 02.03.2017 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 06.03.2017 N 133 рассмотрение жалобы назначено на 10.03.2017 года в 10 часов 30 минут.
В своей жалобе Заявитель указывает:
1) на нарушение порядка приема заявок на участие в запросе котировок;
2) на неверный способ определения победителя запроса котировок.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Заказчиком 16.02.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок N 0809100000217000010 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО), находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Мордовия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 249752,88 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 17.02.2017 г. 9 ч. 00 мин. (мск).
Дата и время окончания подачи заявок: 27.02.2017 г. 14:30 (мск).
Согласно протокола заседания единой комиссии по осуществлению закупок ФКУ ЦХиСО МВД по Республике Мордовия" по вскрытию, рассмотрению и оценке заявок, поданных на участие в запросе котировок от 27 февраля 2017 г., до окончания указанного в извещении о проведении запроса котировок срока подачи заявок на участие в запросе котировок , 27 февраля 2017 года в 14 часов 30 минут (время московское), поступило 7 (семь) заявок на участие в запросе котировок.
1. Согласно ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Согласно извещению о проведении запроса котировок, Заказчиком установлена дата и время начала подача заявок на участие в запросе котировок, а именно: 17.02.2017 9:00 (мск).
В соответствии с журналом учета и регистрации заявок на участие в запросе котировок, на участие в запросе котировок поступили заявки от следующих участников:
17.02.2017 в 9 часов 02 минут от ПАО "САХ "ЭНЕРГОГАРАНТ";
17.02.2017 в 9 часов 05 минут от ОАО "АльфаСтрахование";
17.02.2017 в 9 часов 10 минут от САО "ВСК";
17.02.2017 в 9 часов 16 минут от ПАО СК "Росгосстрах";
17.02.2017 в 9 часов 21 минут от ООО СО "Верна";
20.02.2017 в 9 часов 00 минут от АО "СОГАЗ";
27.02.2017 в 10 часов 01 минут - СПАО "Ингострах".
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что к моменту начала срока подачи заявок на участие в запросе котировок 17.02.2017 в 9 часов 00 минут одновременно подошло большинство участников запроса котировок, в связи с чем, Заказчику не представилось возможным определить первого из них.
Как пояснили представители Заказчика, самостоятельно участники запроса котировок также не смогли определить первого, в связи с чем, участникам было предложено воспользоваться журналом учета посетителей каб. N 4 ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Мордовия" (далее - журнал).
Заверенную копию журнала представители Заказчика представили в рамках рассмотрения дела N 83.
Согласно журнала, очередь подачи заявок на участие в запросе котировок сформировалась следующим образом:
16.02.2017 г. в 16:00 (мск) регистрацию прошел представитель ПАО "САХ "Энергогарант";
16.02.2017 г. в 17:00 (мск) регистрацию прошел представитель ОАО "АльфаСтрахование";
16.02.2017 г. в 18:45 (мск) регистрацию прошел представитель САО "ВСК".
17.02.2017 г. в 0:03 (мск) регистрацию прошел представитель ОАО "АльфаСтрахование";
17.02.2017 г. в 6:23 регистрацию прошел представитель САО "ВСК";
17.02.2017 г. в 6:24 регистрацию прошел представитель ПАО СК "Росгосстрах".
Так как всеми участниками предложена одинаковая цена контракта, существенным критерием являлась очередность подачи заявок.
Определение очередности подачи заявок согласно журналу учета посетителей не предусмотрена Законом о контрактной системе.
Следовательно, Заказчик не имел законных оснований для применения вышеуказанного определения очередности подачи заявок, в связи с чем довод Заявителя на заседании Комиссии Мордовского УФАС России нашел свое подтверждение.
Таким образом, Заказчиком нарушен порядок приема заявок на участие в запроса котировок, что является нарушением ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В соответствии с журналом учета и регистрации заявок на участие в запросе котировок, на участие в запросе котировок поступили заявки от следующих участников:
17.02.2017 в 9 часов 02 минут от ПАО "САХ "ЭНЕРГОГАРАНТ";
17.02.2017 в 9 часов 05 минут от ОАО "АльфаСтрахование";
17.02.2017 в 9 часов 10 минут от САО "ВСК";
17.02.2017 в 9 часов 16 минут от ПАО СК "Росгосстрах";
17.02.2017 в 9 часов 21 минут от ООО СО "Верна";
20.02.2017 в 9 часов 00 минут от АО "СОГАЗ";
27.02.2017 в 10 часов 01 минут - от СПАО "Ингострах".
Согласно протоколу заседания единой комиссии по осуществлению закупок от 27 февраля 2017 года (далее - Протокол), до окончании указанного в извещении о проведении запроса котировок срока подачи заявок, поступило 7 (семь) заявок с одинаковой ценой контракта - 249752,88 рублей.
В соответствии с Протоколом, победителем запроса котировок признан участник под номером 1 - ПАО "САХ "ЭНЕРГОГАРАНТ", предоставивший заявку на участие в запросе котировок первым.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о неверном способе определения победителя запроса котировок не заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон о страховании) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о страховании, страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о страховании в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 15 Закона о страховании при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Кроме того, в соответствии с примечанием пп. 3 п. 2 приложения 2 Указания, сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Закона о страховании.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Мордовского УФАС России у Заказчика запрошены сведения о VIN номерах подлежащих страхованию транспортных средств, в рамках проводимого запроса котировок.
После перерыва Заказчиком представлен рапорт от 16.02.2017 г. с приложением списка транспортных средств, содержащих, в том числе, VIN коды транспортных средств.
Комиссией Мордовского УФАС России сопоставлены сведения, содержащиеся в приложении N 2 извещения о проведении запроса котировок и сведения из автоматизированной информационной системы, опубликованной на официальном сайте Российского союза автостраховщиков по адресу: http://www.autoins.ru/ru/index.wbp (далее - База РСА).
Анализ вышеуказанных сведений показал несоответствие коэффициента наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ) содержащихся в извещении о проведении запроса котировок и Базе РСА, например:
- позиция 1 - Тойота камри, Заказчиком установлен КБМ 0,75.
Между тем согласно сведениям, полученным из Базы РСА, по позиции 1 КБМ равен 1.
- позиция 2- LADA, ВАЗ - 211540, Заказчиком установлен КБМ 0,65.
Между тем согласно сведениям, полученным из Базы РСА, по позиции 2 КБМ равен 0,7.
- позиция 3- LADA, ВАЗ - 211540, Заказчиком установлен КБМ 0,65.
Между тем согласно сведениям, полученным из Базы РСА, по позиции 3 КБМ равен 0,7.
- позиция 16 - Chevrolet captiva, Заказчиком установлен КБМ 0,95.
Между тем согласно сведениям, полученным из Базы РСА, по позиции 16 КБМ равен 0,75.
Таким образом, Комиссией Мордовского УФАС России установлен факт некорректного указания значений КБМ в извещении о проведении запроса котировок.
Подобное описание объекта закупки вводит в заблуждение участников запроса котировок относительно возможности заключения контракта на условиях указания недостоверного КБМ и не позволяет надлежащим образом сформировать ценовое предложение.
Следовательно, такое описание объекта закупки является необъективным, не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России 05.08.2016 N 78-од от 14.01.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Мордовского филиала ОАО "АльфаСтрахование" на действия ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия" при проведении запроса котировок N 0809100000217000010 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО), находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХиСО МВД по Республике Мордовия" обоснованной в части довода относительно неверного порядка приема заявок на участие в запросе котировок.
2. Признать действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка приема заявок на участие в запросе котировок нарушением ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия Заказчика, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки нарушением п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе.
4. Предписание по делу N 105 не выдавать в связи с выдачей предписания по делу N 83.
5. Материалы дела N 105 в органы финансового контроля не передавать, в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 83.
6. Не передавать материалы дела N 105 для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 83.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 10 марта 2017 г. N 144
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017