Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 6 марта 2017 г. N ЖС-20/2017
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, врио руководителя управления; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Митрофановой Я.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представител государственного заказчика - Старинец Е.В. (доверенность от 01.03.2017 N 6), представитель заявителя не явился, уведомлен надлежащим образом,
(Представителю заказчика разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившую 27 февраля 2017 года в Амурское УФАС России от ООО "Стройинвест" жалобу на действия государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Амурский" управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт подъездных и внутрискладских автомобильных дорог", объявленной извещением N 0323100004417000008 от 08.02.2017 на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru, выразившиеся по мнению заявителя в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: установлении требований к участникам закупки (наличие свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ), влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников торгов, установлении в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе размера штрафа за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту подрядчиком с нарушением Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.
Представитель государственного заказчика с доводами заявителя не согласилась, считает действия заказчика при проведении рассматриваемой закупки законными и обоснованными. Дополнительно пояснила, что требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО по видам работ, являющихся предметом закупки (капитальный ремонт объекта капитального строительства) обусловлено требованиями части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поскольку контрактом предусмотрено выполнение работ, являющихся его предметом как самостоятельно участником закупки, так как и путем привлечения субподрядчиков - считает возможным допуск к участию в аукционе лица, а также признание его участником аукциона, представившего в составе своей заявки свидетельство СРО на организацию строительства.
В части несоответствия положений проекта контракта по установленной ответственности за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязанностей требованиям Постановления Правительства N 1063, представитель заказчика пояснила, что хотя формально заказчиком и нарушено указанное Постановление, так как не указан в проекте контракта размер штрафа, исчисляемого при цене контракта до 3 млн.руб., однако прогнозируемая цена контракта, с учетом предмета закупки и начальной (максимальной) цены контракта не может быть снижена до цены менее 3 млн.руб, так как это является экономически невыгодным для подрядчика. Данная позиция заказчика обусловлена также мониторингом закупок для государственных нужд по аналогичным видам работ.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3, 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
08.02.2017 государственным заказчиком - Федеральным государственным казенным учреждением комбинат "Амурский" управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу извещением N 0323100004417000008 объявлено о проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт подъездных и внутрискладских автомодильных дорог" на сумму 8 064 700 рублей.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, а так же электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка".
Пунктом 28 Информационной карты документации об аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе по наличию свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая приложения к нему, определяющие состав видов работ.
Разделом 12 проекта контракта предусмотрено право исполнителя по контракту (подрядчика, генерального подрядчика) на привлечение к работам, являющимся предметом контракта субподрядных организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе по соответствию требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к лицам, осуществляющим работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства далее - Приказ N 624).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, заказчик обязан установить к участникам закупки требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Предметом закупки являются работы по капитальному ремонту дорог.
Перечень, утвержденный Приказом N 624 содержит в том числе позицию: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пункт 33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта" включен в раздел III "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом N 624.
Учитывая изложенное, участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком, в зависимости от того, будет ли участник закупки выполнять указанные работы самостоятельно или с привлечением субподрядных организаций.
Таким образом, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не устанавливает требование к составу заявки на участие в аукционе о наличии свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.
В части несоответствия проекта контракта требованиям Постановления Правительства N 1063 Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении Закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о Закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 указанных Правил в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов цены контракта.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" жалобу на действия государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Амурский" управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт подъездных и внутрискладских автомобильных дорог", объявленной извещением N 0323100004417000008 от 08.02.2017 на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Амурский" управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу нарушение требований части 4 статьи 34, частей 1 и 4 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, а также пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении документации об аукционе в электронной форме с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Я.С. Митрофанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 6 марта 2017 г. N ЖС-20/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2017