Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 марта 2017 г. N 04-07/2231
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку соблюдения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Коми "Воркутинский родильный дом" (далее - ГБУЗ РК "ВРД") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения для гинекологии", извещение N 0307300032417000005 (далее - закупка, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1. В Коми УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ЭльМедтроник" (далее - ООО "ЭльМедтроник") исх. от 22.02.2017 о нарушении заказчиком - ГБУЗ РК "ВРД" требований Закона о контрактной системе, в которой заявителем оспаривается положение документации об электронном аукционе при осуществлении закупки N 0307300032417000005.
В жалобе заявитель просит проверить соответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
ГБУЗ РК "ВРД", ООО "ЭльМедтроник", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" надлежащим образом о дате и времени проведения внеплановой проверки извещены.
Отсутствие представителей ГБУЗ РК "ВРД", ООО "ЭльМедтроник", закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" не препятствует проведению внеплановой проверки.
ГБУЗ РК "ВРД" в отзыве на жалобу исх. от 09.03.2017 N 437 (вх. от 09.03.2017 N 800э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, рассмотрев обращение, пришла к следующим выводам
3. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "ВРД".
Объект закупки - поставка изделий медицинского назначения для гинекологии.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 547 751,25 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ОМС.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300032417000005, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 01.02.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
4.1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1-3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
-описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит в технических (функциональных) характеристиках товара по пунктам 1-4 требование о соответствии поставляемого товара ТУ РБ 300046934.010-2002, ТУ ВУ 300046934.013-2008, ТУ ВУ 300046934.014-2009, ТУ РБ 300046934.009-2002.
Постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 N 425 введен в действие "ГОСТ 2.114-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия".
ГОСТ 2.114-95 устанавливает общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ) на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.).
Согласно п.п. 3.1-3.3 ГОСТ 2.114-95 ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке.
ТУ разрабатывают на:
-одно конкретное изделие, материал, вещество и т.п.;
-несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т.п. (групповые технические условия).
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе ограничений в части указания заказчиком в документации об электронном аукционе на соответствие закупаемого товара требованиям технических условий не установлено.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах".
Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д28и-1592: "_при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке".
Согласно письменной информации ГБУЗ РК "ВРД" исх. исх. от 09.03.2017 N 437 (вх. от 09.03.2017 N 800э) включение в описание объекта закупки оспариваемого требования к закупаемому товару обусловлено потребностями заказчика, в том числе исходя их практики работы с расходными материалами.
Согласно протоколу от 15.02.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Поставка изделий медицинского назначения для гинекологии" (N извещения 0307300032417000005), по результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в электронном аукционе допущено девять участников.
Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Доказательства невозможности поставки товара, указанного в Техническом задании отсутствуют, заявителем не представлены.
Достаточных доказательств того, что установление оспариваемого требования к товару влечет за собой ограничение количества участников закупки на товарном рынке поставки, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, статье 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников закупки.
4.2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определено подпунктом б части 12.3.1 пункта 12 раздела I документации об электронном аукционе.
Пунктом 27 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта), Техническим заданием установлено: "В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. первая часть заявки должна содержать: - информацию, предусмотренную пп. "б" п. 12.3.1 раздела I настоящей документации, а именно конкретные показатели (наименование товара, характеристики товара, упаковка, ед. изм., количество) соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для поставки товара".
При этом пункты 1-4 Технического задания содержат в описании объекта закупки указание на ТУ РБ 300046934.010-2002 или эквивалент, ТУ ВУ 300046934.013-2008 или эквивалент, ТУ ВУ 300046934.014-2009 или эквивалент, ТУ РБ 300046934.009-2002 или эквивалент.
Документация об электронном аукционе, пункты 1-4 Технического задания не содержат указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы.
Использование заказчиком в Техническом задании слов "или эквивалент" при отсутствии к поставляемому товару указаний на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, могло ввести участников закупки в заблуждение, относительно оформления первой части заявки на участие в закупке (по подпунктам "а" или "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Таким образом, действие заказчика в виде установления в Техническом задании слов "или эквивалент" при отсутствии к поставляемому товару указаний на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение не повлекло ограничений прав и законных интересов, хозяйствующих субъектов, о чем свидетельствуют заявки участников закупки (на участие в электронном аукционе было подано 10 заявок участников закупки); не повлияло на результат закупки.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать обращение в части доводов об использовании заказчиком в Техническом задании при описании объекта закупки слов "или эквивалент", обоснованным, в остальной части - необоснованным.
2. Признать действие заказчика в части установления в Техническом задании слов "или эквивалент" при отсутствии к поставляемому товару указаний на знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, противоречащим требованиям пункта 1, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, характера нарушения предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<__> |
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 марта 2017 г. N 04-07/2231
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017