Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10 марта 2017 г. N 04-02/2315
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроПремиум" (далее - ООО "АгроПремиум") исх. от 03.03.2017 (вх. от 03.03.2017 N 745э) на действия заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт тепловых сетей котельной N5, г. Печора", извещение N 0807300001417000003 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "АргоПремиум", МКУ "УКС", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "АргоПремиум", МКУ "УКС", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Заявителем обжаловано действие (бездействие) заказчика - МКУ "УКС" в части:
1) установления в документации об электронном аукционе срока дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе, который, по мнению заявителя установлен с нарушением требований статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
2) неустановления в документации об электронном аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в составе вторых частей заявок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 N 624;
3) неустановления в проекте контракта, являющегося разделом V документации об электронном аукционе (далее - проект контракта) конкретных сроков оплаты за выполненные работы, являвшихся предметом электронного аукциона, что нарушает по мнению заявителя часть 13 статью 34 Закона о контрактной системе.
МКУ "УКС" в отзыве на жалобу исх. от 06.03.2017 N 04-02/2028э заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
2.1 Заказчиком осуществления закупки явилось МКУ "УКС".
Наименование объекта закупки - "капитальный ремонт тепловых сетей котельной N5, г. Печора".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 097 300,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального образования муниципального района "Печора".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в редакции N 1 - 15.02.2017, в редакции N 2 - 15.02.2017.
2.2. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
2.2.1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен порядок исчисления сроков и даты предоставления заказчиками участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте - 15.02.2017.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 14.4 главы 2 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) дата начала предоставления разъяснений положений документации - 27.02.2017; дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 03.03.2017.
Следовательно, с учетом частей 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, срок начала предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе должен быть предоставлен с момента аккредитации участника электронного аукциона на электронной площадке оператора дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе должна быть установлена - 28.02.2017.
По пункту 14.4 Информационной карты документации об электронном аукционе дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 03.03.2017.
Действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления даты начала предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе - 27.02.2017; даты окончания срока предоставления заказчиком участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 03.03.2017, противоречит требованиям частям 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2.2.2. По пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 20.2.3 пункта 20.2 документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе копию действующего свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работам (относящимся к объекту закупки) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ в соответствии с видами работ, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
Вместе с тем, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Из документации об электронном аукционе невозможно уяснить по каким видам работ необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации.
Документацией об электронном аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в составе вторых частей заявок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, с Приказом N 624.
Таким образом, бездействие заказчика в части неуказания в документации об электронном аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в составе вторых частей заявок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, с Приказом N 624, не соответствующим требованиям части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.2.3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании подпункта 3.4 пункта 3 проекта контракта оплата работ Заказчиком за фактически выполненные работы осуществляется перечислением платежным поручением на расчетный счет Подрядчика после подписания трехстороннего акта приемки законченного капремонтом объекта (заказчик, подрядчик, эксплуатирующая организация), предоставления всей исполнительной документации на выполненные объемы работ, в течение 180 календарных дней со дня поступления денежных средств на счет Заказчика из бюджета.
Обязанность по оплате выполненных работ, вытекающая из существа подрядного обязательства, обусловлена выполнением подрядчиком работы и передачей ее результата заказчику.
Обязанность по оплате выполненных работ лежит на заказчике как на стороне данного контракта. Обусловленность этой обязанности внешним по отношению к подрядному обязательству обстоятельством, в отношении которого существует неизвестность наступления, противоречит выраженной в пункте 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации сущности договора подряда как возмездного договора.
Условие договора, ставящее оплату выполненных работ в зависимость от действий третьих лиц, не являющихся сторонами договора, в соответствии со статьей 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации являются ничтожными в силу их не соответствия статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действие заказчика, в части установления в подпункте 3.4 пункта 3 проекта контракта условия об оплате за фактические выполненные работы со дня поступления денежных средств на счет Заказчика из бюджета, противоречит части 13 статье 34 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
3.1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень).
По пункту 5 Перечня выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отнесено к видам работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
В силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 информация о запретах и ограничениях допуска работ, оказываемых иностранными лицами, отсутствует.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не установлено.
Бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 и (или) в числе единых требований к участникам закупки требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не соответствует пункту 7 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
3.2. По пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу частями 1, 30 статьи 30 закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 в разделе "ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе" установлено: "Участником закупки не может быть субъект малого предпринимательства или социально ориентированная организация".
Законом о контрактной системе ограничение участия в отношении участников закупок, которыми не могут быть субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные организации, не установлено.
Действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 ограничения участия в определении подрядчика: "Участником закупки не может быть субъект малого предпринимательства или социально ориентированная организация", противоречит пункту 4 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.4. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе единых требований к участникам закупки требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в подпункте 5 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указан в редакции Закона о контрактной системе, утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ: "при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе об отсутствии у участника электронного аукциона - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Действие заказчика - МКУ "УКС" в части определения в подпункте 5 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе единого требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции, утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ, противоречит пункту 7 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3.4.1. В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе единых требований к участникам закупки требование: "участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.
Бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", противоречит части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.5. Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
3.5.1. Согласно частей 2, 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным требованиям, установлены в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки вида работ - "капитальный ремонт теплотрассы" при начальной (максимальной) цене контракта 5 459 400,00 рублей, дополнительные требования не установлены.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречат части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3.5.2. На основании части 5 статьи 31 Закона о контактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В подпункте 1 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе установлено: "При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам электронного аукциона, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (данные требования дополнительно указываются в информационной карте настоящей документации).
По пункту 15.2.1 Информационной карты требование к участникам электронного аукциона о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, установлено.
Таким образом, заказчиком в документации об электронном аукционе установлено требование к участникам электронного аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 данное требование неустановленно.
Бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречит части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.5.3. В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не содержит.
Бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неуказания в документации об электронном аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречит части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.6. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Согласно пунктам 2-5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком, подрядчиком определено в пункте 6 проекта контракта.
Подпунктом 5.2 пункта 5 проекта контракта определено: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа определяется в следующем порядке: 2,5% Цены Контракта и устанавливается в сумме ___ (____________)".
Действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в подпункте 6.2 пункта 6 проекта контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 2,5 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречит части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063.
Подпунктом 5.5 пункта 5 проекта контракта установлено: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа определяется в следующем порядке: 10% Цены Контракта и устанавливается в сумме _______ (_____________).
Действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в подпункте 6.5 пункта 6 проекта контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречит части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АргоПремиум" обоснованной.
2. Признать действие заказчика - МКУ "УКС" в виде неправомерного установления заказчиком в документации об электронном аукционе даты начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 27.02.2017; даты окончания срока предоставления заказчиком участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 03.03.2017, не соответсвующим требованиям частям 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неуказания в документации об электронном аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в составе вторых частей заявок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, с Приказом N 624, не соответствующим требованиям части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в подпункте 3.4 пункта 3 проекта контракта условия об оплате за фактические выполненные работы со дня поступления денежных средств на счет Заказчика из бюджета, не соответствующим требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в подпункте 5.2 пункта 5 проекта контракта размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в размере 2,5 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречащим части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063.
6. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в подпункте 5.5 пункта 5 проекта контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) в размере 10 процентов цены контракта, без учета возможного предложения потенциальными участниками закупки цены контракта более 3 млн. рублей, противоречащим части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063.
7. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе требования о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 и (или) в числе единых требований к участникам закупки требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не соответствующим пункту 7 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
8. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 ограничения участия в определении подрядчика: "Участником закупки не может быть субъект малого предпринимательства или социально ориентированная организация", противоречащим пункту 4 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
9. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ "УКС" в части определения в подпункте 5 части 2 пункта 2 раздела 1 документации об электронном аукционе единого требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции, утратившей силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ, противоречащим пункту 7 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
10. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неустановления в документации об электронном аукционе в числе единых требований к участникам закупки требование в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", противоречащим части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
11. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать действие заказчика - МКУ "УКС" в части установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
12. По результатам проведения внеплановой проверки осуществления закупки признать бездействие заказчика - МКУ "УКС" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона N 0807300001417000003 требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, противоречащим части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
13. В целях устранения допущенных - заказчиком существенных нарушений частей 3, 4 статьи 65, части 3 статьи 64, части 5 статьи 31, части 6 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, выдать заказчику, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе посредством аннулирования аукциона.
14. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_..> |
Члены комиссии <_..>
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10 марта 2017 г. N 04-02/2315
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017