Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-750/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Минздрава России (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "ГСК" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 4709-ЭП/17 от 01.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений гардероба в нервно-терапевтическом корпусе (извещение номер 0372100010617000045) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100010617000045. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 988 509,09 рублей.
В жалобе ООО "ГСК" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- использовании нестандартных требований при описании товаров, использующихся при выполнении работ;
- нарушении правила объективного характера описания объекта закупки;
- предоставлении разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об аукционе.
Так, например, к товару по позиции 1 "Блоки" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Высота порога должна быть менее 31 мм. Звукоизоляция должна быть более 23 дБА. Статическая нагрузка в плоскости полотна должна быть более 800 Н. Усилие, прикладываемое к полотну дверного блока должно быть при закрывании до требуемого сжатия уплотняющих прокладок не более 80 Н".
Также положениями документации об аукционе установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 23747-2014 "Блоки дверные из алюминиевых сплавов. Технические условия".
Так, согласно данному стандарту рекомендуемая высота порога должна быть не более 20 мм. Значение звукоизоляции должно составлять не менее 26 дБА. Статическая нагрузка в плоскости полотна для группы дверного блока А должна составлять не менее 1200 Н, а для группы Б - не менее 1000 Н. Усилие, прикладываемое к полотну дверного блока должно быть при закрывании до требуемого сжатия уплотняющих прокладок не должно превышать 75 Н
Таким образом, требования к данному товару выходят за пределы, установленные государственным стандартом и, следовательно, являются нестандартными.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия пришла в отношении доводов об использовании нестандартных требований к товарам по позициям 67 и 69 "Радиатор", 15 "Листы гипсокартонные" .
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на предоставление разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
27.02.2017 в 17 часов 26 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе на запрос следующего содержания:
"Пункт 15, 32, 40,49
более Г3; более В4; не более Д2; более Т2.
Разъясните, под "более Г3, более В4" вы имеете в виду Г2, Г1 и В3,В2,В1 ?
Так же разъясните, требуется указать один из параметров, мы правильно понимаем, т.к. применен ";"?".
Заказчиком даны разъяснения следующего содержания:
"Разъяснение: В соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки.
В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются словом символом "/" или ";", кроме случаев, когда знак "/" используется в наименовании единиц измерения или перечисленным через точку с запятой характеристикам предшествует двоеточие. В таком случае двоеточие означает, что заказчику необходимы все перечисленные через точку с запятой характеристики и участником в заявке они должны быть приведены все без исключения".
При этом, данные указания по заполнению первой части заявки отсутствуют в документации об аукционе, и фактически дополняют ее, следовательно, разъяснения, предоставленные Заказчиком изменяют суть документации, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правила объективного характера описания объекта закупки при описании ряда товаров.
Так к товару по позиции 25 "Сетки" Заказчиком установлены требования: "Сетка с квадратными ячейками. Размер ячеек: должен быть более 80х80 мм, но не более 120х100 мм".
При этом требование к габаритным размерам ячейки противоречит требованию к ее форме, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки и в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении доводов о нарушении правила объективного характера описания объекта закупки для товара по позиции 105 "Светильник".
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГСК" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33), ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 44-699/17 от 07.03.2017.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 44-699/17 от 07.03.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-750/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017