Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 марта 2017 г. N 44-756/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
АО "Производственное объединение "Возрождение" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5016-ЭП/17 от 06.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство Южной ул. в Лахте до соединения с автомобильной дорогой вдоль восточного берега озера Лахтинский разлив" с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербург (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 23.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002516000243. Начальная (максимальная) цена контракта - 868 012 827,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласны.
Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки и установление нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Закона о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 1 "Щебень" Приложения N 6 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Нормативный документ: ГОСТ 8267-93. Потеря массы при испытании щебня на истираемость: Менее 30 %. Марка щебня по истираемости: И2. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: более 640 не более 740 Бк/кг.".
Согласно п. 4.4.3 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" марки по истираемости щебня и гравия должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6:
|
|
|
|
|
|
|
Марка по истираемости щебня и гравия |
Потеря массы при испытании, % |
|
||
|
|
щебня |
гравия |
|
|
|
И1 |
До 25 включ. |
До 20 включ. |
|
|
|
И2 |
Св. 25 до 35 |
Св. 20 до 30 |
|
|
|
И3 |
" 35 " 45 |
" 30 " 40 |
|
|
|
И4 |
" 45 " 60 |
" 40 " 40* |
|
Таким образом, Заказчиком установлено требование о соответствии щебня ГОСТ 8267-93, при этом показатель потери массы при испытании щебня на истираемость не соответствует данному государственному стандарту. Согласно требованиям Заказчика к показателю (менее 30%) участник закупки вправе указать значение, например, 15%, которое будет соответствовать требованиям Заказчика, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 и требованиям Заказчика к показателю марки щебня по истираемости.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.9 ГОСТ 8267-93 при производстве щебня и гравия должна проводиться их радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область применения. Щебень и гравий в зависимости от значений суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:
при Аэфф до 370 Бк/кг - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях;
при Аэфф св. 370 до 740 Бк/кг - для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений;
при Аэфф св. 740 до 1500 Бк/кг - в дорожном строительстве вне населенных пунктов.
При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена в пределах норм, указанных выше.
Таким образом, требование Заказчика к нижней границе диапазона значений показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов не соответствует ГОСТ 8267-93.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 "Мастика битумно-резиновая" Приложения N 6 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Государственный стандарт: ГОСТ 15836-79. Глубина проникания иглы при температуре плюс 25 °С: Не менее 20 мм. Температура размягчения (КиШ): Не более 90 °С.".
Согласно п. 1.2 ГОСТ 15836-79 "Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия" мастика в зависимости от температуры размягчения подразделяется на марки: МБР-65, МБР-75, МБР-90 и МБР-100.
Согласно п. 1.5 ГОСТ 15836-79 мастика должна соответствовать требованиям, указанным в таблице:
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Норма для марок |
|||
|
МБР-65 |
МБР-75 |
МБР-90 |
МБР-100 |
1. Температура размягчения по методу "Кольца и шара", °С, не менее |
65 |
75 |
90 |
100 |
2. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм, не менее |
40 |
30 |
20 |
15 |
3. Растяжимость при 25 °С, см, не менее |
4 |
4 |
3 |
2 |
4. Водонасыщение за 24 ч, %, не более |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Согласно требованиям Заказчика участник закупки по показателю глубины проникания иглы при 25 °С вправе указать значение соответствующее марке МБР-90, при этом участник закупки не вправе указать значение показателя температуры размягчения по методу "Кольца и шара" для марки МБР-90.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 39 "Битум нефтяной строительный" Приложения N 6 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "растворимость: не более 99,83. Нормативный документ: ГОСТ 6617-76".
Согласно п. 1.3 ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Согласно таблице единицей измерения показателя растворимости является "%".
Таким образом, Заказчиком не установлена единица измерения в соответствии с ГОСТ 6617-76.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичные доводы жалобы Заявителя по п.п. 6, 8, 9, 21, 28, 30, 31, 34, 36, 37, 38, 39 Приложения N 6 к Техническому заданию также признаны Комиссией УФАС обоснованными.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.03.2017 N0172200002516000243-1 оспариваемый Заявителем показатель потери массы при испытании щебня на истираемость является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки участника закупки.
Таким образом, выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 33, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Производственное объединение "Возрождение" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 марта 2017 г. N 44-756/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017