Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 марта 2017 г. N 12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - А.С.Уракчиева- руководитель управления;
К.А.Бабаева - зам. руководителя управления; Членов Комиссии: - Г.П.Авраховой- заместителя руководителя управления;
-Д.М.Керейтовой- главного специалиста -эксперта отдела;- Р.Х.Туркменовой - главного специалиста-эксперта отдела;
- Ж.П.Немчиновой - специалиста-эксперта отдела;
при участии: представителей Заказчика - ФГБУ ТС "Теберда" Агакшиевой Г.А. (по доверенности), в присутствии представителя ООО "Колос" Сюнякова Д.Р.( Заявитель ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 06.03.2017 г. . поступила жалоба от ООО "Колос" , на действия Комиссии Заказчика при проведении аукциона в электронной форме направо заключения контракта на "Поставку продуктов питания", уникальный номер закупки 0379300000717000011 на сайте www.zakupki.gov.ru, начальная (максимальная) цена контракта составляет 309 884 .90 руб.
Аукционная документация утверждена Ио главного врача Элькановым А.М., ответственное должностное лицо Магулаева О.М.
По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно отказал в допуске первой части заявки.
Основания отклонения: первая часть заявки на участие в аукционе не содержит информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе: по позиции "колбаса" указаны недостоверные сведения : в заявке указано - массовая доля жира составляет -20% ( т.е. на 100 г массы колбасы - 20 г жира), далее в заявке в поле пищевая ценность 100 г колбасы указано - 24г, что свидетельствует о недостоверности сведений и противоречии пункту 3.1.1 документации.
Кроме того, в документации также обозначено требование о соответствии позиции N 1 "колбаса" ГОСТу Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия". Согласно ГОСТу массовая доля компонентов колбасы , в данном случае жира, ограничена только минимальным значением , а не указана конкретным , также указано , что колбасные изделия принимают партиями , следовательно, конкретные показатели на поставляемый товар могут быть известны только в случае наличия товара у участника.
Также согласно письму ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16:
"2. В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При этом сам факт требования описать в заявке ( путем предоставления показателей и (или) их значений , как в виде одного значения , диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) , химический состав и ( или) компоненты товара , противоречит п.3 вышеуказанного письма ФАС РФ, а установление требования к конкретному значению доли жира в продукте в виде "не более 22%" и "не более 24%" противоречит п.2.2. этого же письма ФАС России.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании поз.5 "чай черный", т.к. описание внешнего вида подходит только чай листовой Заказчиком нарушены п.1 ч.1.ст.33, п.2.ч.1.ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и в заседании комиссии подтвердил свою позицию.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав представителя Заказчика , Заявителя установила следующее.
В соответствии с требованием п.1.ч.1.ст. 33 Закона N 44-ФЗ "Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование".
В техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены требования :
1.10.13.14.111 Колбаса Колбаса должна быть с чистой сухой поверхностью, без повреждения оболочки, наплывов фарша, слипов, бульонных и жировых отеков, консистенция плотная. Фарш должен быть равномерно перемешан, цвет фарша от розового до красного, однородной структуры. Фарш должен быть без наличия хрящей и сухожилий, без серых пятен и пустот. Фарш должен содержать кусочки шпика или грудинки белого или розового цвета с размером сторон не более 4 мм. Вкус колбасы должен быть слабосоленый, не острый, со слабовыраженным ароматом копчения и нежгучих пряностей, без посторонних привкуса и запаха. Массовая доля жира, %, не более 22,0 %. Массовая доля белка, %, не менее 14,0 %. Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли), %, не более 1,8%. Массовая доля нитрита натрия, %, не более 0,003. Массовая доля влаги, %, не более 59,0. Батоны прямые или изогнутые: в черевах - открученные длиной не более 20 см или в виде колец с внутренним диаметром не более 20 см; в искусственных белковых оболочках - диаметром не более 55 мм. Длиной от 25 до 50 см с одной перевязкой посередине батона и с отрезком шпагата внизу с наложением петли или без нее. Содержание бензапирена в колбасах не должно превышать 0,001 мг/кг. Каждая единица фасованной продукции (упакованные под вакуумом или в условиях модифицированной атмосферы в газонепроницаемые полимерные материалы целые батоны колбас, порционная и сервировочная нарезка), искусственная колбасная оболочка, этикетка (бандероль), прикрепленная к батону в натуральной оболочке, должна иметь маркировку, характеризующую продукцию. Пищевая ценность 100 г колбас должна быть: белок - не менее 14,0 г., жиры - не более 24,0г., калорийность - не менее 272,0 кКал.кг .
2 10.83.13.120 Чай черный Чай должен быть прессованный, гранулированный или листовой. Внешний вид настоя чая: яркий, прозрачный или чистый, свет от темно-красного до темно-коричневого. Аромат и вкус настоя чая: нежный аромат, терпкий вкус или приятный аромат с терпкостью вкуса. Цвет разваренного чайного листа чая: однородный, коричнево-красный или коричневый, или достаточно ровный, темно-коричневый. Внешний вид чая: однородный, ровный, хорошо скрученный. Содержание водорастворимых экстрактивных веществ*, % (мас.) не менее 32,0. Массовая доля влаги, % (маc.) не более 10,0. Общее содержание золы*, % (маc.) не менее 4,0 и не более 8,0 кг.
Для участив в аукционе поступили заявки от 10 участников. Заявка Заявителя под номером 8.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Заявитель в первой части своей заявки предлагает к поставке товар по поз. "колбаса" "_ массовая доля жира составляет 20%", далее указывает ".. пищевая ценность колбасы -жиры- 24 г".
Согласно протоколу рассмотрение первых частей заявок от 28 февраля 2017 года заявка под номером 8 - "Отказать в допуске к участию в аукционе. Первая часть заявки на участие в аукционе не содержит информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе:
- по позиции "колбаса указаны недостоверные сведения: в заявке указано- массовая доля жира составляет 20%(т.е. на 100г массы колбасы- 20г жира), далее в заявке в поле пищевая ценность 100 г колбасы указано- 24 г, что свидетельствует о недостоверности сведений и противоречии п.3.1.1. документации".
В соответствии с требованием ч.4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия управления приходит к выводу о том, что отказ в допуске первой части заявки Заявителя по позиции "Колбаса" обоснован, поскольку в заявке в 2-х разных предложениях содержится различный показатель по массовой доле жира.
Проведя внеплановую проверку размещенной закупки, Комиссия установила.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчик указал в п. 8.3 информационной карты один из способов- " залог денежных средств" , что не предусмотрено действующей версией Закона N 44-ФЗ, чем допустил нарушение ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
2. В соответствии с требованием к первой части заявки согласно п.1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; 2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В п. 3.14 информационной карты Заказчика указано " место происхождения товара", чем нарушен п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
4. В соответствии с п. 5 ч. 5 с. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Заказчиком в п. 5 пп.3.1.4. информационной карты предусмотрено о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов.
Федеральным законом от 04.06.2014 N140-ФЗ в п. 5 ч.5 ст. 66 ЗаконаN 44-ФЗ были внесены изменения, исключающие из данного пункта ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 5 ст . 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ .
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ требовать от участников электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 статьи 66 ЗаконаN 44-ФЗ документов и информации, не допускается.
Таким образом, установив требование о необходимости предоставления документов и информации, не предусмотренных ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
5. В п.2) пп.3.1.4 части 1 информационной карты Заказчиком установлено требование - "ДА" к документам, подтверждающим соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным п.1.ч.1.ст. 31 Закона N 44-ФЗ или копии этих документов .Поскольку предметом закупки является поставка продуктов питания, при которой не требуются документов , подтверждающих соответствие, Заказчиком установившим данное требование допущено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ - Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
6. В п.2) пп.3.1.4 ч.1 информационной карты аукциона указано предоставление декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3, 5 , 7-10 ч.1.ст. 31 Закона.
В пункте 10 ч.1.ст. 31 Закона N 44-ФЗ указано требование к участнику о том, что участник не является офшорной компанией.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ .
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, установив требование о декларировании соответствия Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
7. В п.п. 4.2.1, 2.3 проекта контракта п.12.3 раздела 1 общей части Заказчиком установлено право "изменять количество и виды поставляемой продукции через перегруппировку товарных единиц в рамках спецификации без изменений общей цены контракта" _".
Данное условие изложено некорректно и предполагает возможность изменения предмета контракта. В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ "контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки_ документацией о закупке, заявкой_". Таким образом, Заказчиком допущено нарушение ч.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
8. В п. 4.3.9 проекта контракта указано , "соблюдать минимальный остаточный срок реализации пищевых продуктов на поставляемые в том числе скоропортящиеся пищевые продукты, который должен составлять не менее 80% от срока реализации , указанного в сопроводительных документах". В общей части документации этот срок указан - 6 месяцев, в техзадании указана иная цифра. Необходимо привести данные разночтения в соответствие, установив данный срок товаров, установленный в документации конкретным периодом, в месяцах, днях.
Также в п.1.6 срок поставки товара указан до 31.12.2017 г. При этом в п.8.2 проекта контракта установлено, что контракт должен быть исполнен до 31.05.2017 г.
Таким образом, установив в проекте контракта остаточный срок реализации товара на момент поставки не менее 80% , Заказчик допустил нарушение п.1.ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
9. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик установил в п.1.9 части 1 информационной карты "Условия , запреты, ограничения, - в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ , приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства от 22.08.2016 г. N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов , происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно спецификации закупаемых товаров, закупаемые товары не полностью входят в перечень, установленный приказом N 155. Согласно пп.а) п.8 данного приказа в данном случае он не применяется. Следовательно, Заказчиком установлено избыточное требование , нарушена ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
10. В п. 9.2 раздела 9 "Требования к техническим, функциональным характеристикам ( потребительским свойствам ) товара , к размерам товара Заказчиком установлена ссылка на приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 281 "Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде" , который в настоящий момент утратил силу.
За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 99, ч.8 ст.106 Закона N 44-ФЗ
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Колос" небоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7.1 ст. 31 , ч. 3 ст. 96, п. 1 ч. 3 ст. 66, ч. 6 ст. 66, п.1 ч. 1 ст. 31 , ч. 6 ст. 66 , п.1.ч.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ.
4. Предать материалы настоящей жалобы должностному лицу для возбуждения административного производства.
Председатель Комиссии А.С.Уракчиев
Члены Комиссии: К.А.Бабаев
Г.П.Аврахова
Д.М.Керейтова
Р.Х.Туркменова
Ж.П.Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 марта 2017 г. N 12
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017