Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 марта 2017 г.
Резолютивная часть решения оглашена 07.03.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г.Москва) на положения документации электронного аукциона на выполнение в 2017 году работ по обеспечению инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) техническими средствами реабилитации - экзопротезами молочной железы (извещение N 0228100000217000008) в присутствии представителя заказчика ГУ Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (доверенность от 06.03.2017 N 01-13/3311-533),. (доверенность от 06.03.2017 N 01-13/3311-531), заявителя ФГУП ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (доверенность от 28.02.2017 N 98).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 155-04/2017 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на выполнение в 2017 году работ по обеспечению инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) техническими средствами реабилитации - экзопротезами молочной железы (извещение N 0228100000217000008)
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего.
В извещении о проведении электронного аукциона в пункте 28, а также в документации об электронном аукционе в разделе I пункта 28, перечислены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, без предъявления дополнительных требований. Часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Однако в разделе VIII "Техническое задание" аукционной документации Заказчик установил дополнительные требования, не предусмотренные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, которым должен соответствовать участник, а именно:
"Должно быть предусмотрено не менее семи пунктов обмера, примерки и выдачи изделий, расположенных в разных районах Владимирской области.
На момент заключения Государственного Контракта Поставщик предоставляет Заказчику информацию о месте нахождения пунктов выдачи Товара, которые должны обеспечивать возможность комфортной примерки, этажность должна быть первая, расположение в шаговой доступности от троллейбусно-автобусной остановки с режимом работы не менее 35 часов в неделю.
Для связи должно быть предусмотрено подключение к городской телефонной станции (г.Владимир или Владимирская область) или предусмотрен бесплатный мобильный номер телефона".
Таким образом, заявитель считает, что Заказчик, установив дополнительные требования к участникам закупки, нарушил положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Содержание в аукционной документации дополнительных требований приводит к ограничению числа участников закупки, что противоречит статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать документацию об указанном электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика заявили следующее.
До окончания указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок на участие в электронном аукционе до 09 часов 30 минут по московскому времени 02.03.2017 года были поданы две заявки на участие в электронном аукционе. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с протоколом N 3-1-ЭА-ПГЖ/122-ФЗ-2017 от 03.03.2017 было принято решение о допуске к участию в электронном аукционе и признании участниками аукциона всех участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Федерального закона, устанавливаются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 28 Извещения о проведении электронного аукциона, а также пунктом 28 раздела I документации об электронном аукционе установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, без предъявления дополнительных требований, что не оспаривает в своей жалобе заявитель.
В разделе VIII документации об электронном аукционе Заказчик указывает условия "доступной среды" для людей с ограниченными возможностями в целях исполнения контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) - возможность обеспечения ТСР в пунктах выдачи товара, которые должны обеспечивать возможность комфортной примерки, этажность должна быть первая, расположение в шаговой доступности от троллейбусно-автобусной остановки с режимом работы не менее 35 часов в неделю, также для связи подключение к городской телефонной станции (г.Владимир или Владимирская область) или бесплатный мобильный номер телефона.
Информацию о месте нахождения имеющихся пунктов выдачи Подрядчик предоставляет Заказчику на момент заключения Государственного контракта.
Требования обеспечения доступной среды установлены в соответствии с частью 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязывающий федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к представляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на который расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, вход в такие объекты и выход из них, посадку в транспортное средство и высадку из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 24.01.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации" "Доступная среда" на 2011-2020 годы Фонд социального страхования РФ определен в качестве одного из участников данной программы, целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни, а задачей - обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетных объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Таким образом, возможность подрядчика обеспечить необходимые для обслуживания инвалидов пункты обмера, примерки и выдачи ТСР в разных районах Владимирской области свидетельствует о его готовности обеспечить необходимую "доступную среду" для инвалидов, желающих получать ТСР не на дому, а в шаговой доступности от места жительства.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
участник закупки не является офшорной компанией.
Аналогичные требования содержатся в пункте 28 "Предъявляемые участникам аукциона требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона" раздела 1 документации о проведении электронного аукциона на выполнение в 2017 году работ по обеспечению инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) техническими средствами реабилитации - экзопротезами молочной железы. Каких-либо иных дополнительных требований к участникам электронного аукциона заказчиком предусмотрено не было.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к поставляемому товару, работе, услуге не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, работы, услуги, которые будут иметь существенное значение для заказчика. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики выполняемой работы.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к выполняемой работе обусловлено потребностями заказчика.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на выполнение в 2017 году работ по обеспечению инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) техническими средствами реабилитации - экзопротезами молочной железы нарушений законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г.Москва) на положения документации электронного аукциона на выполнение в 2017 году работ по обеспечению инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) техническими средствами реабилитации - экзопротезами молочной железы (извещение N 0228100000217000008) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2017