Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "РОСМАШ" (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Чермозская СОШ им.В.Ершова" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений: центральный вход, фойе, центральная лестничная клетка, раздевалка, приемная секретаря, помещение уборщиц, ремонт туалета 2 этажа на объекте культурного наследия регионального значения "Здание средней школы, в котором учился Герой Советского Союза В.Е.Ершов" Пермский край, г. Чёрмоз, ул. Ломоносова,20 (извещение N 0356300244317000012),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300244317000012, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту помещений: центральный вход, фойе, центральная лестничная клетка, раздевалка, приемная секретаря, помещение уборщиц, ремонт туалета 2 этажа на объекте культурного наследия регионального значения "Здание средней школы, в котором учился Герой Советского Союза В.Е.Ершов" Пермский край, г. Чёрмоз, ул. Ломоносова,20.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг (ч.2.1 ст.31 Закона о закупках).
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 названной статьи).
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению.
Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования:
- о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
- о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
В Приложении N 1 поименованы также документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссия отмечает, что учитывая положения частей 2, 2.1 статьи 56 Закона о закупках, Заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99, путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к постановлению N 99, как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.
Антимонопольным органом установлено, что в Разделе 6 документации о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки, в частности:
"Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99Приложение N 1
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям копии ранее исполненных контрактов, договоров и актов выполненных работ.
- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора".
Аналогичным образом установлены требования к составу вторых частей заявок в пп. 2.4 п. 2 Раздела 8 аукционной документации.
Поскольку в дополнительных требованиях к участникам закупки отсутствует конкретный перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ, а также сами требования обозначены в аукционной документации не в соответствии с п. 1 Приложения N 1 к Постановлению N 99, Заказчиком нарушено требование, закрепленное в ч.3 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссией установлено, что требование о предоставлении в составе второй части заявки соответствующих документов, равно как и перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ в документации о закупке, требование о предоставлении копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договоров (договоров) и актов (актов) выполненных работ отсутствует, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.66 Закона о закупках, при проведении закупки на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В нарушение требования п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком в пп. 1 п. 3 Раздела 8 документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, наименование производителя или места происхождения товара, что не соответствует п.1 ч.3 ст.66 Закона о закупках. При этом, в п. 1 Раздела 8 аукционной документации обозначенные выше требования отсутствуют, что также свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В п. 3 Раздела 8 аукционной документации Заказчиком приведена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Данный раздел содержит, в том числе, следующее положение: "При описании товара (в том числе товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги) в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Главе V "Техническом задании (Спецификации)" показателей товара (в том числе товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги) с учетом положений Главы I настоящей документации (конкретные показатели)".
Таким образом, исходя из текста инструкции, участнику закупки необходимо предоставить сведения обо всех показателях, установленных в главе 5 "Техническое задание".
В свою очередь, глава 5 аукционной документации содержит, помимо требований к материалам, используемым при выполнении работы, требования к месту выполнения работ, к сроку выполнения работ, источнику финансирования и т.д., которые не являются качественными, техническими и функциональными показателями товара, сведения о которых обязан предоставить участник закупки в составе заявки.
Исходя из совокупности изложенного, Инспекция приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч.21 ст.112 Закона о закупках в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В пп. 2 п.4 Раздела 6 информационной карты аукционной документации установлено следующее требование к участнику закупки: отсутствие информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона о закупках.
В соответствии с ч.1 ст.114 Закона о закупках настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Исходя из указанного, следует, что на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона Заказчик не вправе устанавливать требование, в соответствии с ч.21 ст.112 Закона о закупках. Следовательно, в действиях Заказчика, установившего незаконное требование к участникам закупки, имеется нарушение ч.6 ст.31 Закона о закупках.
В указанных действиях должностного лица Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с информацией, опубликованной в ЕИС, 23.02.2017 г. Заказчиком был дан ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации. В свою очередь, Комиссия отмечает, что указанные разъяснений положений аукционной документации не содержат предмета запроса, что не соответствует требованиям ч.4 ст.65 Закона о закупках.
Следовательно, действия Заказчика нарушают части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОСМАШ" на действия МБОУ "Чермозская СОШ им.В.Ершова" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений: центральный вход, фойе, центральная лестничная клетка, раздевалка, приемная секретаря, помещение уборщиц, ремонт туалета 2 этажа на объекте культурного наследия регионального значения "Здание средней школы, в котором учился Герой Советского Союза В.Е.Ершов" Пермский край, г. Чёрмоз, ул. Ломоносова,20 (извещение N 0356300244317000012) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч.3 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы
5. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 4 ст. 65 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы
6. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017