Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 9 марта 2017 г. N 04-03-770
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя, начальника отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Минашкина Е.Н. руководителя Забайкальского УФАС России, Терпуговой Ю.А. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую жалобы ООО "СК Феликс", ООО "СИ-2000", ООО "Профит плюс", ООО "Тепловые энергосистемы", ООО УК "Коммунальник", ООО "Кран-Сервис", ООО "Стройиндустрия" на нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - МОУ Явленская СОШ и уполномоченным органом АДМИИИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "НЕРЧИНСКО-ЗАВОДСКИЙРАЙОН" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МОУ Явленская СОШ расположенной по адресу: Забайкальский край, Нерчинско-Заводский район, с. Явленка, ул. Школьная,2 (реестровый N 0191300020117000001),
в присутствии представителя заявителя ООО "СК Феликс" М.П.Бочкарникова.
Представители заказчика и уполномоченного органа заявили ходатайство о рассмотрении жалоб в их отсутствие. Заявители ООО "СИ-2000", ООО "Профит плюс", ООО "Тепловые энергосистемы", ООО УК "Коммунальник", ООО "Кран-Сервис", ООО "Стройиндустрия" о времени и месте рассмотрения жалоб уведомлены надлежащим образом, своих представителей не направили.
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России поступили жалобы ООО "СК Феликс", ООО "СИ-2000", ООО "Профит плюс", ООО "Тепловые энергосистемы", ООО УК "Коммунальник", ООО "Кран-Сервис", ООО "Стройиндустрия" на нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - МОУ Явленская СОШ и уполномоченным органом АДМИИИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "НЕРЧИНСКО-ЗАВОДСКИЙРАЙОН" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МОУ Явленская СОШ расположенной по адресу: Забайкальский край, Нерчинско-Заводский район, с. Явленка, ул. Школьная,2 (реестровый N 0191300020117000001).
По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и законодательству о защите конкуренции по следующим основаниям.
ООО "СК Феликс" считает, что пункт 16 аукционной документации противоречит требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям пункта 2 приложения 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, части 3 статьи 52 ГрК РФ, а также пункту 1 статьи 706 ГК РФ. Заказчиком неправомерно установлены требования к опыту работ за последние 5 лет, требования к допуску СРО по конкретным видам работ, вместо организации строительства, реконструкции, капитального ремонта выполнения работ.
ООО "Профит плюс" считает, что аукционная документация не содержит требования пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, т.к. заказчик предъявляет в техническом задании требования не к материалам, а к их компонентам.
ООО "СИ-2000" считает, что аукционная документация не содержит требования пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, т.к. заказчик предъявляет в техническом задании требования не к материалам, а к их компонентам.
ООО "Тепловые энергетические сети" считает, что ответ на запрос, размещенный заказчиком в ЕИС от 01.03.2017 не соответствует объекту закупки.
ООО "Стройиндустрия" считает, что аукционная документация не содержит требований, предусмотренных пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
ООО "УК Коммунальное хозяйство" считает, что пунктом 16 аукционной документации установлено необоснованное ограничение о наличии допуска СРО на организацию строительства, реконструкции и капитального ремонта.
ООО "Кран-сервис" считает, что требования к отдельным видам работ о наличии СРО не соответствует проектно-сметной документации, а также неправомерно установлены требования к опыту работ, т.к. здание школы не является объектом культурного наследия.
Заказчик и уполномоченный орган на заседание комиссии направили свои объяснения, согласно которым они согласны со всеми поданными жалобами.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
12 февраля 2017 года муниципальный заказчик - Администрация муниципального района "Нерчинско-Заводский район" разместил на официальном сайте ЕИС извещение и документацию о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания МОУ Явленская СОШ расположенной по адресу: Забайкальский край, Нерчинско-Заводский район, с. Явленка, ул. Школьная,2 (реестровый N 0191300020117000001).
Начальная (максимальная) цена контракта 24 391 648.30 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 09.03.2017 на аукцион заявки не поступили и он признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Однако, заказчиком не установлены требования, предусмотренные пунктом 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является административным правонарушением, предусмотренным частью 4.2 статьи 4.30 КоАП РФ.
В пункте 16 аукционной документации установлены требования к участникам закупки в т.ч. о наличии СРО по отдельным видам работ. В соответствии с 3.1 статьи 52 ГрК РФ участник закупки по данному объекту закупки должен иметь допуск на организацию строительства, реконструкции, капитального ремонта. Требования к допускам по отдельным видам работ противоречат указанным нормам.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 установлены указанные требования. В нарушение пункта 2 приложения 1 заказчиком в аукционной документации установлены требования к опыту работ за последние пять лет. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона. В нарушение указанных требований данная информация в извещении отсутствует.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение указанного требования заказчик дал разъяснения на 6 запросов без указания предмета запроса. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.. В описании объекта закупки данные требования не соблюдены и заказчиком предъявляются требования не только к товарам, которые будут использованы при выполнении работ, но и к составляющим компонентам этих товаров.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08. 2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Профит плюс", ООО "СК Феликс", ООО "СИ-2000", ООО "Стройиндустрия" обоснованными.
Признать жалобы ООО "Кран-сервис", ООО "Тепловые энергосистемы" обоснованными частично.
Признать жалобу ООО УК "Коммунальное хозяйство" необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика, уполномоченный орган МОУ Явленская СОШ, Администрацию муниципального района "Нерчинско-Заводский район" нарушившим требования пунктов 1, 7, 7.1 части 1, части 3 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Муниципальному заказчику, уполномоченному органу выдать предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Е.Н.Минашкин
Ю.А.Терпугова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 9 марта 2017 г. N 04-03-770
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017