Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10 марта 2017 г. N 22-К/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
в присутствии представителей: заказчика БУЗ РА "Перинатальный центр" по доверенности от 10.03.2017 г., уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай по доверенности от 10.03.2017 г., рассмотрела жалобу ООО "ИнтерФарм" на действия заказчика БУЗ РА "Перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств N 0177200000917000132.
ООО "ИнтерФарм" представлено ходатайство (вх.703) о рассмотрении жалобы без участия их представителя.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 02.03.2017 г. (вх. N 606) на рассмотрение поступила жалоба ООО "ИнтерФарм" (г.Барнаул, ул. Бриллиантовая, 2/7) на действия заказчика БУЗ РА "Перинатальный центр" при проведении электронного аукциона N 0177200000917000132 на поставку дезинфицирующих средств.
Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
БУЗ РА "Перинатальный центр" и уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай 06.03.2017 г. и 07.03.2017 г. (их.653, 663) представлены письменные возражения на жалобу.
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
17.02.2017 г. уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте ЕИС в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств.
Согласно извещению N 0177200000917000132 в ред.2 от 20.02.2017 г.:
* начальная (максимальная) цена контракта: 1 620 117,30 рублей;
* дата и время окончания срока подачи заявок: 02.03.2017 г. 18-00;
* дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 03.03.2017 г.;
* дата проведения аукциона: 06.03.2017 г.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 2 Технической части документации об электронном аукционе "Спецификация" заказчиком установлены наименования и технические описания дезинфицирующих средств, в том числе их химический состав, описание сферы применения, времени обработки рук, антимикробный эффект и т.д. Например:
1. Кожный антисептик: "Представляет собой Раствор в виде прозрачной вязкообразной жидкости, с характерным запахом, в составе содержит 2-пропанол не более 48,0%, 1-пропанол не менее 30% функциональные добавки, антимикробный пролонгированный эффект должен сохраняться в течении не менее 3-х часов, общее количество спиртов должно быть не менее 68%. Экспозиция: гигиеническая обработка рук не более 30 секунд. Хирургическая обработка рук - общее время обработки не более 3 минут";
2.Жидкое мыло: "Представляет собой жидкое мыло для рук с аллантоином, гипоаллергенное, среда нейтральная либо слабо кислая, не зависит от жесткости воды. Подходит для многократного использования. Состав: вода, лауретсульфат натрия, кокамидопропилбетаин, полиглицерил- 3-капрат, феноксиэтанол, калия кокоил гидролизованный коллаген, мочевина, окись лаурамина, аллантоин, лимонная кислота, сульфат натрия";
3. Средство для дезинфекции (Тип 1): "Представляет собой концентрат светло-желтого цвета, в своем составе содержит 20% бензалкония хлорид, 7,9 % дидецилдиметиламмониумхлорид, неионногенные поверхностно активные вещества (ПАВ) и другие функциональные компоненты, включая ингибиторы коррозии, рН средства не менее 9,3 и не более 9,7";
4. Средство для дезинфекции (Тип 2): "Представляет собой готовое для применения средство, наносят на обрабатываемую поверхность в виде пены. В своем составе содержит: 1-пропанол - не более 16,58%, дидецилметиламмоний хлорид- не более 0,225%, неионогенпые поверхностно активные вещества (ПАВ), регулятор рН. Средство не оставляет следов на обрабатываемых поверхностях. Обработку можно проводить в присутствии пациентов. Время экспозиционной выдержки при любых инфекциях составляет не более 60 секунд";
5. Концентрат для дезинфекции: "В своем составе содержит кокоспропилендиамин 20%, неионогенные поверхностно активные вещества (ПАВ) и другие функциональные компоненты: ингибитор коррозии, отдушки, рН средства не менее 9,9, но не более 10,2. Время дезинфекции в ультразвуковых мойках 2% готовым раствором средства - не более 15 мин., ручным способом 3% готовым раствором средства - не более 30 мин, 2% готовым раствором средства - не более 60 мин.";
6. Средство для дезинфекции (Тип 3): "Дезинфицирующее средство, кожный антисептик представляет собой готовую к применению прозрачную жидкость коричневого цвета со специфическим запахом, в своем составе должен содержать изопропиловый спирт не менее 50%, повидон йода не менее 1%, а также функциональные добавки, красители и очищенную воду. Не содержит ЧАС, хлоргексидина, произодных фенола, альдегиды".
Заказчиком в позициях 1, 2, 4, 6 спецификации и технической части документации не указано о совместимости данных товаров с каким-либо имеющимся у заказчика оборудованием, в связи с чем, Комиссия УФАС по РА считает, что действия заказчика по указанию излишне детализированных показателей в пунктах 1,2,4,6 спецификации и технической части документации об электронном аукционе нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В поз. 3, 5 технической части документации "Спецификация" заказчиком указано, что средства должны быть совместимы с имеющейся в стационаре системой децентрализованного автоматического приготовления, дозирования и выдачи готовых к использованию дезинфицирующих и моющих растворов "Мельсептомат Джи" с поддержанием гарантийных обязательств производителя.
Вместе с тем, из инструкции к оборудованию системы децентрализованного автоматического приготовления, дозирования и выдачи готовых к использованию дезинфицирующих и моющих растворов "Мельсептомат Джи" не усматривается, что данная система является закрытой, то есть не допускающей применения аналогов.
При анализа Технического задания Комиссией УФАС по РА установлено, что совокупность установленных заказчиком в спецификации и технической части аукционной документации характеристик товаров соответствует только одному производителю - фирма Б.Браун Медикал А.Г. Швейцария, в связи с чем, заказчиком нарушены положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя заказчика, установленные требования к товару были обусловлены спецификой имеющегося у заказчика оборудования (системой децентрализованного автоматического приготовления, дозирования и выдачи готовых к использованию дезинфицирующих и моющих растворов "Мельсептомат Джи"), а также сложившейся у заказчика практике использования моющих и дезинфицирующих средств. Указанные средства используются заказчиком на протяжении длительного времени, сотрудники учреждения имеют практический опыт применения данных средств, а также познания о необходимой дозировке средств при использовании, об их качественных и функциональных характеристиках. Соответственно, применение аналогов товара не отвечает потребностям заказчика.
Комиссия УФАС по РА считает данные пояснения необоснованными, так как у заказчика была возможность при описании объекта закупки использовать иные нормативные документы (СапПиНы и т.д.), регламентирующие характеристики и порядок применения дезинфицирующих средств, не указывая при этом его химический состав.
Кроме того, в соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 г. N АКГ1И16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, заказчиком нарушены требования п.1 ч.1, ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в спецификации и технической части документации об электронном аукционе излишне детализированных показателей, в том числе химического состава дезинфицирующих средств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнтерФарм" на действия заказчика БУЗ РА "Перинатальный центр" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств N 0177200000917000132 обоснованной.
2.Признать заказчика БУЗ РА "Перинатальный центр" нарушившим п. 1 ч.1, ч.3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику БУЗ РА "Перинатальный центр" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем отмены данного электронного аукциона, приведения аукционной документации в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе и повторного осуществления закупки (в случае необходимости).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 10 марта 2017 г. N 22-К/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017