Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 марта 2017 г. N 179
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "РСК "Стратегия" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "На выполнение работ по строительству объекта "Школа на 115 учащихся в д. Петропавловка Курагинского района" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО РСК "Стратегия" на действия аукционной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
В заседании Комиссии Красноярского УФАС России был объявлен перерыв до 16:45 03.03.2017.
При отсутствии возражений сторон заседание Комиссии Красноярского УФАС России происходило одновременно по рассмотрению жалоб ООО "ВКС", ООО "РСК "Стратегия".
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представители заказчика: Матросов Илья Евгеньевич (доверенность N 15 от 16.01.2017),
- представители уполномоченного органа: Маслов Евгений Юрьевич (доверенность N1 от 10.01.2017),
- представитель подателя жалобы ООО "РСК "Стратегия": Булдакова Елена Александровна (доверенность N 4 от 01.03.2017).
Существо жалобы: установление положений документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы ООО "ВКС" следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства, а именно: заказчиком установлены требования к исполнению контракта с нарушением требований законодательства.
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, уполномоченного органа, из которых следует, что заказчик, уполномоченный орган не согласны с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по строительству объекта "Школа на 115 учащихся в д. Петропавловка Курагинского района".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 указанной статьи также установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация о проведении электронного аукциона содержит требования к материалу, используемому при выполнении работ. Кроме того, документация о проведении электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документацией о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию в том числе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: в соответствии с информационной картой первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Проанализировав положения документации о проведении электронного аукциона, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что при составлении документации о проведении электронного аукциона в части установления требований к используемому материалу нарушений законодательства о контрактной системе допущено не было.
При проведении проверки доводов подателя жалобы ООО "РСК "Стратегия" Комиссией Красноярского УФАС России были сделаны следующие выводы:
- довод подателя жалобы ООО "РСК "Стратегия", о том, что установленные заказчиком требования к используемому материалу противоречат требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанные характеристики могут быть определены только при принятии товара, при этом приемка осуществляется партиями, что, по мнению ООО "РСК "Стратегия", является основанием для признания таких требований избыточными, Комиссией Красноярского УФАС России признается несостоятельными, поскольку документацией о проведении электронного аукциона предусмотрено право участников закупки предоставлять сведения о товаре в диапазонном значении, соответствующем диапазонному значению ГОСТ на товар (пункт 2 инструкции по заполнению заявки), что в свою очередь исключает обязательное наличие у участника закупки товара на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе;
- довод подателя жалобы ООО "РСК "Стратегия", о том, что установленные заказчиком требования к позиции "Краска водно-дисперсионная" по показателю массовая доля нелетучих веществ противоречат требованиям ГОСТ и вводят участников закупки в заблуждение, признается Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным, поскольку установленный заказчиком диапазон значений позволяет участнику закупки указать значение для конкретной предлагаемой им марки товара, соответствующее требованиям ГОСТ 28196-89;
- довод подателя жалобы ООО "РСК "Стратегия", о том, что заказчиком неверно установлено требование к переводу единиц измерения по параметру "прочность при растяжении", поскольку указанное требование нарушает положения СЭВ 543-77 "Числа. Правила записи и округления" также признается несостоятельным, поскольку заказчиком определены правила перевода единиц измерений в соответствии с действующими стандартами (ГОСТ 8.417-2002). При этом установленное заказчиком требование к предоставлению сведений не создает препятствия или ограничения для участия в закупке;
- при рассмотрении довода ООО "РСК "Стратегия" о том, что установленное заказчиком требование о предоставлении значения по показателю "прочность при растяжении" и "относительное удлинение при разрыве" неправомерны, поскольку указанные характеристики не определяются для лент, предназначенных для розничной торговли, также признается Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным, поскольку из законодательно определенных понятий оптовой и розничной торговли следует, что приобретение товара с целью его использования при выполнении контракта на выполнение работ не относится к приобретению товара в порядке розничной торговли.
Вместе с тем, при рассмотрении доводов жалобы ООО "ВКС" и проведении внеплановой проверки Комиссией Красноярского УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным законом.
Документация о проведении электронного аукциона содержит проект контракта, заключаемого по результатам проведения электронного аукциона.
Указанный проект в том числе содержит следующие положения:
"1.6. Существенными условиями контракта для сторон являются, в том числе: цена, срок выполнения работ, качество работ, гарантии качества, наличие надлежащего обеспечения исполнения обязательства по контракту в период действия контракта в документальной форме.
2.3. Виды и сроки выполнения работ указываются в графике выполнения работ (Приложение N 2), который разрабатывается Подрядчиком в соответствии с техническим заданием, рабочей и проектной документацией и условиями настоящего контракта, утверждается Заказчиком и является неотъемлемой частью настоящего контракта. Подрядчик обязан разработать и согласовать с Заказчиком проект графика выполнения работ. Согласованный график подписывается вместе с контрактом.
3.2. Цена контракта включает в себя стоимость полного комплекса работ, предусмотренного техническим заданием (Приложение N 1 к контракту, составляется согласно Описанию объекта закупки) в соответствии с проектной и рабочей документацией, в том числе и затраты на оплату налогов, сборов и пошлин, которые потребуется уплатить в соответствии с законодательством Российской Федерации в ходе исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту.
5.1. Работы, выполняемые Подрядчиком по настоящему контракту, должны соответствовать проектной документации, нормативным актам в области проектирования и строительства, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка и другим обязательным требованиям.
Нормативные акты в области проектирования и строительства - это действующие на момент исполнения обязательств по контракту нормы законодательства Российской Федерации, технические регламенты, нормы и правила, государственные стандарты и иные нормативные документы в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, включая,но не ограничиваясь, нормы Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, строительные нормы и правила в т.ч., СНиП 3.05.05-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы", СНиП 3.05.07-85 "Системы автоматизации", СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004"; СНиП 3.04.03-85 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии", СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия", СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", СП 29.13330.2011 "Полы", СП 45.13330.2012 "Земляные сооружения, основания и фундаменты"; СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения",СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", РД 11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", РД 11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
7.1.5 Для реализации положений настоящего контракта заказчик обязан передать Подрядчику проектную документацию, утвержденную заказчиком и исходные данные по акту приема-передачи в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта".
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Частью 2 указанной нормы установлено, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Проанализировав указанные положения проекта контракта, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу об их противоречивости, неправомерности и неисполнимости по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 2.3 проекта контракта подрядчик должен составить график выполнения работ (в котором указываются в том числе сроки выполнения работ, что является существенным условием контракта в соответствии с пунктом 1.6), которые подписывается одновременно с контрактом. При этом такой график выполнения работ должен соответствовать положениям рабочей и проектной документации. Указанное условие контракта, которое вменяет участнику закупки обязанность подрядчику, является неисполнимым по следующим обстоятельствам:
- проектная документация в соответствии с пунктом 7.1.5 будет передана подрядчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта. При этом график выполнения работ должен быть составлен на основании проектной документации до заключение контракта;
- проектом контракта не предусмотрено предоставление подрядчику рабочей документации, в том числе до заключения контракта. Кроме того, из пояснений заказчика также следует, что рабочая документация на момент заключения контракта предоставлена не будет, поскольку она будет составлена и предоставлена подрядчику в процессе исполнения контракта.
Таким образом, из указанных положений проекта контракта следует, что установленные заказчиком условия исполнения контракта являются неправомерными, поскольку неисполнимы для подрядчика в связи с неурегулированием порядка исполнения контракта.
Также Комиссия Красноярского УФАС России отмечает следующее. В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта, подрядчик при выполнении контракта обязан руководствоваться в том числе 5.4 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (далее - СП).
Вместе с тем, пунктом 5.4 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (далее - СП), указанном в проекте контракта, предусмотрено, что при осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе.
Более того, согласно пункта 5.5 СП лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Срок выполнения входного контроля проектной документации устанавливается в договоре.
Однако проектом контракта указанные обязательные положений не соблюдены.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения статьи 64, 94 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСК "Стратегия" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 64, 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 марта 2017 г. N 179
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017