Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 марта 2017 г. N 196
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Сергеевой Е.А. на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Боготольская межрайонная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 02.03.2017 поступила жалоба ИП Сергеевой Е.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200069017000015.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель подателя жалобы Рябчинская Ирина Георгиевна (доверенность б/н от 03.03.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии заказчик не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, в аукционной документации необоснованно не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, поскольку вышеуказанные услуги, по мнению подателя жалобы, относятся к медицинским услугам (деятельности) и проводятся в рамках оказания медицинской помощи. В обоснование указанного довода податель жалобы ссылается на Приказ Минздрава СССР от 03.09.1991 N 254 "О развитии дезинфекционного дела в стране", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно- эпидемиологические правила", СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза".
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, в соответствии с медицинской дезинфектологией и эпидемиологией санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия осуществляются исключительно в рамках оказания медицинской помощи, что соответствует ОКПД2 медицинской деятельности 86.90.19.110, а не указанному заказчиком в аукционной документации коду ОКПД2 81.29.11.000 "Услуги по комплексному обслуживанию зданий и территорий-, услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации".
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, содержащие мнение о том, что положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку потребностью заказчика является оказание услуг по проведению противоэпидемических мероприятий, которые не предполагаются к осуществлению в рамках оказания медицинской помощи, следовательно, не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний (извещение о проведении электронного аукциона от 01.03.2017 N0319200069017000015).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что в пунктах 5.1 "Требования к участникам закупки" и 5.4 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Инструкция по заполнению заявки" раздела "Информационная карта" заказчиком не было установлено требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии, а также о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки копии такого документа.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона о лицензировании и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, аукционная документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник аукциона должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности, что согласуется с положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность. Лицензирование деятельности, связанной с производством дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, названным федеральным законом не предусмотрено.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а не в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) как профилактика инфекционных заболеваний.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Комиссией принята во внимание следующая позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993: "в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что объектом закупки являются услуги по проведению противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний, а не услуги по дезинфектологии.
Из пунктов 1.6 и 2.4 раздела "Информационная карта" аукционной документации следует, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки изложены заказчиком в Приложении N 1 (далее - Описание объекта закупки).
Изучив Описание объекта закупки, Комиссия установила, что потребностью заказчика является обработка (дезинфекция) в очагах инфекционных заболеваний, возникших в жилых помещениях (квартиры, комнаты, частные жилые дома) на территории г. Боготола и Боготольского района Красноярского края (пункты 3 и 5) с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, недопущения массового распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения (пункт 2).
В пункте 7 Описания объекта закупки заказчик предъявил следующие требования к качеству услуг, являющихся объектом закупки: обработку (дезинфекцию) в очагах инфекционных заболеваний необходимо произвести в соответствии с требованиями: Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 09 мая 2005 г.), СП 3.5.1378 03 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", СанПиН 3.1./3.2. 3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории РФ", СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12.07.1989 N408 "О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране".
Из содержания пункта 8 Описания объекта закупки Комиссия установила, что потребностью заказчика является оказание следующих услуг: дезинфекция поверхностей в помещении, мебель в очагах инфекционных заболеваний; дезинфекция посуды в очагах инфекционных заболеваний; дезинфекция белья, одежды (замачивание) в очагах инфекционных заболеваний; дезинфекция уборочного инвентаря в очагах инфекционных заболеваний; дезинфекция игрушек (замачивание, протирание, орошение) в очагах инфекционных заболеваний; дезинфекция надворных санитарных построек (уборные, выгребные ямы, мусорные ящики) в очагах инфекционных заболеваний; камерная дезинфекция в очагах инфекционных заболеваний.
Из Описания объекта закупки, из иных положений аукционной документации прямо не следует наличие потребности у заказчика в оказании услуг по заключительной дезинфекции. Из письменных пояснений заказчика Комиссией было установлено, что являющиеся объектом закупки услуги не предполагаются к осуществлению в рамках оказания медицинской помощи.
Анализ совокупности положений Описания объекта закупки показал Комиссии, что услуги, являющиеся объектом закупки, не предполагаются к осуществлению в рамках оказания медицинской помощи, не являются медицинской деятельностью и не включены в санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, поскольку из Описания объекта закупки не следует, что услуги, являющиеся объектом закупки, предполагаются к оказанию в рамках проведения медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику заболеваний и имеющих самостоятельное законченное значение. Доказательств обратного к моменту проведения заседания Комиссии представлено не было.
Из сведений извещения о проведении электронного аукциона следует, что услуги, являющиеся объектом закупки, были классифицированы заказчиком в рамках категории 81.29.11.000 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации" группы 81.29 "Услуги по чистке и уборке прочие" класса 81 "Услуги по обслуживанию зданий и территорий" раздела N "Услуги административные и вспомогательные" ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), что также является подтверждением вышеуказанного вывода Комиссии.
В отношении довода подателя жалобы о неправомерном применении заказчиком вышеуказанного кода ОКПД2 к услугам, являющимся объектом закупки, Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не установлен порядок, в соответствии с которым заказчику надлежит определять принадлежность объекта закупки к тому или иному коду ОКПД2 с целью его применения в извещении и документации о проведении электронного аукциона. Следовательно, определять принадлежность объекта закупки к тому или иному коду ОКПД2 заказчик вправе по своему усмотрению, исходя из существа такого объекта, обусловленного потребностью заказчика, что не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по не установлению требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельность: работы (услуги) по дезинфектологии, а также о необходимости предоставления участниками закупки в составе второй части заявки копии такого документа, не нарушают требований Закона о контрактной системе, поскольку услуги, являющиеся объектом закупки, не требуют наличия лицензии на их оказание у хозяйствующих субъектов.
Вышеуказанные выводы Комиссии согласуются с судебной практикой по делам А33-13642/2014, А33-8284/2014, А33-9869/2014.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Сергеевой Е.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 марта 2017 г. N 196
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017