Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 3 марта 2017 г. N 137А-2017
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДАХАДАЕВСКИЙ РАЙОН" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303300081016000034 на строительство школы в с. Шаласи(далее - Аукцион),
в отсутствии представителейсторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
22.02.2017 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона несоответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
07.02.2017Заказчикомв Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация (с изменениями) по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 115 550 000 рублей.
1. Заявитель указывает, что требования к антидемпинговым мерамустановленные в Аукционной документации не соответствуют законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В п. 9 Информационной карты аукциона Заказчиком указаны следующие антидемпинговые меры при проведении Аукциона:
"В случае, если предложенная в заявке участника аукциона цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник аукциона, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона или информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки.".
При этом возможность представления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки не предусмотрена в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Учитывая то обстоятельство, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пятнадцать миллионов рублей, условия Аукциона в части антидемпинговых мер не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в данном аукционе подана одна заявка от участника закупки.
2. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком не установлены все единые требования предусмотренные статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 1 статьи 31 внесены следующие изменения:
1) пункт 7 изложить в следующей редакции:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение вотношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
2) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начало действия документа - 09.01.2017.
При этом, извещение и документация о проведении Аукциона опубликовано Заказчиком 31.12.2016 г.
Следовательно, у Заказчика на момент публикации документации об Аукционе отсутствовала обязанность по установлению единых требований к участнику закупки в соответствии с изменениями согласно Федеральному закону от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком неправомерно не установлены в Аукционной документации пункты (допуски) на которые необходимо представить свидетельство СРО.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, пункт 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 содержит перечень видов работ по организации строительства, например: 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта; 33.2.6. Мосты (большие и средние); 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В документации электронного аукциона установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать "копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией".
Однако из требований ко второй части заявки на участие в аукционе, установленных Заказчиком в документации электронного аукциона, не представляется возможным определить, копию свидетельства на какой именно вид работ по организации строительства участнику закупки необходимо представить в составе второй части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретному виду работ по организации строительства, не соответствуют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное довод жалобы Заявителя обоснован.
4. Заявитель указывает, что в документации об Аукционе дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе,установлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В п. 22 Информационной карты электронного аукциона установлены следующие сроки представления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе:
"Дата начала срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 07.02.2017 г.
Дата окончания срока представления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 19.02.2017 г.
Согласно извещению о проведении Аукциона датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 23.02.2017.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, Заказчик предоставляет разъяснения положений документации об Аукционе, если запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок, датой окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации Заказчик должен был установить 20.02.2017 г.
Таким образом, Заказчиком определена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации не в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и об обоснованности довода жалобы Заявителя.
При этом, Комиссия не располагает сведениями о том, что ошибочное указание срока окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, повлекло за собой оставление какого-либо запроса о предоставлении разъяснений положений аукционной документации без ответа.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
5. В жалобе Заявителя указывается, что сроки оплаты в совокупности со сроками выполнения работ и приемки, установленные в документации об Аукционе, свидетельствуют о необъективности описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 3.3. проекта контракта являющейся неотъемлемой частью Аукционной документации: "Оплата выполненных Работ производятся Заказчиком в российских рублях по безналичному расчету по факту выполнения Работ до 31 декабря 2017 года по мере поступления средств на расчетный счет ЗАКАЗЧИКА. Авансирование не предусмотрено".
В силу пункта 3.7. проекта контракта: "Срок окончания выполнения Работ по Контракту до 25 декабря 2017 года".
При этом, согласно пункту 2.2. проекта контракта: "После завершения всего объема Работ Подрядчик в течение 10 дней представляет Заказчику два экземпляра актов сдачи-приемки Работ (форма КС-2, КС-3) и счет на оплату. Приемка выполненных Работ и оформление результатов такой приемки осуществляется Заказчиком в течение 10-ти дней после получения счета и актов сдачи - приемки выполненных Работ в части соответствия объема Работ требованиям, установленным настоящим Контрактом. При несоответствии представленных Подрядчиком документов требованиям настоящей статьи, а также несоответствии содержащихся в них сумм и объемов выполненных Работ фактическим данным, Заказчик возвращает их Подрядчику с мотивированным отказом и указанием срока повторного представления документов".
Таким образом, установленные Заказчиком сроки оплаты в совокупности со сроками выполнения работ и приемки, свидетельствуют о необъективности описания объекта закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Заявитель указывает, что в проекте контракта не предусматривается расчет цены контракта в случае заключения с лицом находящимся на упрощенной системе налогообложения.
Комиссией установлено, что в п. 3.1 проекта контракта электронного Аукциона указано: "На момент заключения настоящего Контракта стоимость Работ, выполняемых Подрядчиком и установленная на основании результатов аукциона в электронной форме (Протокол подведения итогов аукциона в электронной форме от "__" ________ 2017 г.) составляет: _______ (_________________) рублей __ копеек. В том числе НДС ________ (_________________) руб. ____ коп. Цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения Контракта. Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объема Работ и иных условий исполнения Контракта".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Законом о контрактной системе не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует упрощенную систему налогообложения.
Следовательно, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере. Цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия Дагестанского УФАС России приходит к выводу о том, что в случае определения победителя аукциона, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения победителем.
Кроме того, Заявитель не приводит доводов о нарушении Заказчиком каких-либо положений Закона о контрактной системе.
В связи сизложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
7. В жалобе Заявителя указывается, что документация об Аукционе содержит противоречивую информациюоб источнике, что не позволяет однозначно определить источник финансирования.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать, помимо прочего, информацию об источнике финансирования.
Извещением о проведении Аукциона установлено, что источник финансирования - Финансирование осуществляется за счет средств бюджета РД и бюджета МО "Дахадаевский район".
При этом, в пункте 4 Информационной карты документации об Аукционе указан следующий источник финансирования: "Средства муниципального бюджета".
По мнению Комиссии, наличие несоответствия в документации об Аукционе информации об источнике финансирования не нарушает права участников закупки и не препятствует в возможности принять участие в закупке.
Кроме того, в жалобе Заявителя отсутствует указание на норму Закона о контрактной системе, нарушенную Заказчиком указанными действиями.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
8. Заявитель указывает о несоответствии требований к товару (материалу) установленных Заказчиком в пункте 11 Технического задания документации об Аукционе Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Песок, песку должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка. Удельная эффективность активности естественных радионуклидов Аэфф должна быть в диапазоне - до 370 Бк/кг - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях.
Смеси сухие строительные, предел прочности на растяжение при изгибе затвердевших смесей должен быть не менее 1 Мпа, предел прочности при сжатии затвердевших смесей должен быть не менее 2,0 Мпа, прочность сцепления затвердевших смесей с основанием должна быть не менее 0,3 Мпа и др.".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
9. В жалобе Заявителя указывается, что установленные Заказчиком в пункте 10 Технического задания документации об Аукционе требования к упаковке товара (материала) нарушают Закон о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что в вышеуказанной позиции Аукционной документации установлены следующие требования к упаковке товара (материала): "Шпатлевочные смеси должны быть упакованы в пакеты из полиэтиленовой пленки или многослойные бумажные мешки из крафт-бумаги с полиэтиленовым вкладышем. Масса сухой смеси в пакетах не должна превышать 8 кг, в мешках - 50 кг.".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом,Заявителем не представлено и Комиссией не установлено доказательств, свидетельствующих о том, что требования к упаковке товара, установленные в документации об Аукционе, ограничивают количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениеч. 4 ст. 4и п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с выдачей Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписания N 129А-2017 от 01.03.2017 об устранении выявленных нарушений, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
А.М. Мамеднебиев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Исп. Магомедов К.Г. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 3 марта 2017 г. N 137А-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017