Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 марта 2017 г. N 13994/03-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления Попова К.Ю.; |
|
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.; |
|
|
|
в отсутствие сторон,
рассмотрев дело N 13 994/03-2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Чистая планета" (далее - ООО "Чистая планета", заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок N 0168200002417000371 (наименование объекта закупки - "Дезинфицирующее средство", заказчик - Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева", далее - заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта - 19 080,00 руб.; срок окончания подачи заявок - 09.03.2017 г. в 14 час. 20 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 1550 от 03.03.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Чистая планета" на положения извещения о проведении запроса котировок N 0168200002417000371.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
В нарушение требований законодательства о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок установлены требования к товарам, влекущие ограничение числа участников закупки, так как характеристикам необходимого заказчику дезинфицирующего средства соответствует зарегистрированный товар: "Кутасепт-Ф" (производитель: "BODE Chemie GmbH, Германия). Кроме того в извещении о проведении запроса котировок не установлены преференции, предоставляемые участникам в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014 г.
На заседание Комиссии 10.03.2017 г. представитель ООО "Чистая планета" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления по электронной почте 07.03.2017 г. в 11:07).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 10.03.2017 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе стать поставщиком. Статья 33 Закона о контрактной системе не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные заявителем жалобы, а также не запрещает заказчику проводить закупку товара, в том числе единственным поставщиком. Закон так же не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Предметом запроса котировок является право на заключение государственного контракта не на изготовление товара, а на его поставку, в связи с чем участником закупки может выступать любое лицо. Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определять в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Заказчику требуется дезинфицирующее средство - код ОКПД2 "20.20.14.000 Средства дезинфекционные". Указанный код не входит в приложение к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155, в связи с чем и не были установлены соответствующие преференции.
На заседании Комиссии 10.03.2017 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения (исх. б/н от 10.03.2017 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки исходя из своих потребностей. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать параметры к товарам, которые являются определяющими для него и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но при этом не ограничивают количество потенциальных участников закупки. В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование и описание объекта закупки. Техническим заданием по указанной закупке определен код по ОКПД2 "20.20.14.000, который не входит в приложение к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155, в связи с чем и не были установлены соответствующие преференции.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 13.03.2017 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.02.2017 г. было опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0168200002417000371 на поставку дезинфицирующего средства (начальная (максимальная) цена контракта - 19 080,00 руб.).
27.02.2017 г. на основании решения заказчика в извещение о проведении запроса котировок были внесены изменения.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 09.03.2017 г. N П1 для закупки N 0168200002417000371 на участие в указанной закупке было подано 5 заявок, заявка ООО "Чистая планета" была признана несоответствующей требованиям извещения, победителем запроса котировок признан участник с номером заявки N 3 (ООО "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - УЛЬЯНОВСК").
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Чистая планета" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 8 раздела 1 "Общие сведения о запросе котировок" извещения N 0168200002417000371 объектом закупки является поставка дезинфицирующего средства.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения о запросе котировок" извещения N 0168200002417000371 описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к извещению.
Приложение N 1 к извещению N 0168200002417000371 "Описание объекта закупки и количество" к извещению о проведении запроса котировок содержит описание поставляемого товара "дезинфицирующее средство", в том числе, такие характеристики как "концентрация бензалкониум хлорида (алкилдиметилбензиламмоний хлорид) " - не более 0,025 %, "содержание вредных (опасных) веществ" - не содержит альдегиды, амины, производные фенола, этиловый спирт, дидецилдиметилбензиламмоний хлорид, производные гуанидина, гексидины, пропанол-1, "увержденные режимы применения" - дезинфекция кожных покровов (руки хирурга: средство наносится дважды по 5 мл. Общее время обработки составляет 2 мин.).
Из анализа извещения о проведении запроса котировок N 0168200002417000371, а также представленных сторонами документов и сведений Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что по совокупности всех, установленных заказчиком характеристик, требованиям извещения соответствует товар единственного производителя, а именно, дезинфицирующее средство "Кутасепт-Ф" (производитель: "BODE Chemie GmbH, Германия). При этом заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии на рынке эквивалентного товара, отвечающего всем характеристикам, установленным в извещении.
Более того, заказчиком не отрицается факт того, что объектом закупки является закупка именно конкретного дезинфицирующего средства конкретного производителя, при этом заказчиком в обосновании своей потребности в закупке товара конкретного производителя не было представлено документального подтверждения, указывающего на наличие такой потребности (проведенные медицинские исследования, рекомендации к использованию конкретного средства при проведении определенных операций, статистические наблюдения и т.д.).
Учитывая, что заказчиком не было представлено доказательств наличия нескольких (более одного) производителей по характеристикам, установленным в приложении N 1 извещению, при формировании извещения не было соблюдено требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части запрета выставления требования к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование объекта закупки, описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика.
Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к единственному производителю товара и необъективному описанию объекта закупки допущено заказчиком, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, жалоба ООО "Чистая планета" является обоснованной в указанной части.
2. В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 155 приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой к нему таблице.
Указанная таблица содержит указание на код ОКПД2 21, который включает в себя код 21.20.10.158 "Антисептики и дезинфицирующие препараты", вместе с тем, согласно извещению о проведении запроса котировок N 0168200002417000371 объектом закупки являются "Средства дезинфекционные" код ОКПД2 20.20.14.000, который не включен в таблицу Приказа N 155.
Учитывая изложенное Приказ N 155 не подлежит применению в рассматриваемом случае и жалоба ООО "Чистая планета" является необоснованной в указанной части.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чистая планета" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования запроса котировок N 0168200002417000371, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 13 994/03-2017 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Ю.П. Кузьминова |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 марта 2017 г. N 13994/03-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017