Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 марта 2017 г. N 137
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н. С. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Уралмет" - заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей;
от заказчика - ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России"- Шебалина В. Г.;
рассмотрев жалобу ООО "Уралмет" на действия заказчика - ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России" при проведении закупки N 0317100032917000040 "Поставка пароконвектомата для нужд ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Барнаул)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.03.2017 г. заказчиком - ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России" было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка пароконвектомата для нужд ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Барнаул)"".
Заявитель в жалобе указывает, что положения документации о закупке нарушают требования ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку совокупность требований, установленных к объекту закупки указывает на определенный товар, а именно: на пароконвектомат Rational SCC 201 5 Senses.
Кроме того заявитель указывает на нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного заявитель просит: приостановить осуществление закупки; обязать заказчика устранить допущенные нарушения.
Представитель заказчика предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснил, что считают ее необоснованной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В техническом задании заказчиком установлены требования к объекту закупки: "Пароконвектомат в комплектации с: гастроемкостями, крышками для гастроемкостями, решетками для гриля, умягчителем воды, моющим средством, таблетками для ополаскивания".
Иными словами в объект закупки включено кухонное оборудование с принадлежностями и средства для очистки и уходу за аппаратом.
Указанный факт свидетельствует об отсутствии технологической и функциональной связи между закупаемыми предметами, что нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, исключает объективный характер описания объекта закупки и может вести к ограничению количества участников закупки.
В возражениях на жалобу заказчиком указано, что под описание объекта закупки подходит как минимум два производителя пароконвектоматов под торговыми марками Rational AG и Metos Kitchen Intelligence. В качестве подтверждения указанного факта, заказчиком представлена распечатка с официального сайта производителя www.metos.com, а также дистрибьюторов www.strateg-market.ru и www.nevapas.ru и коммерческое предложение ООО "Алтайский Центр Комплектации".
Изучив, представленные заказчиком документы Комиссией УФАС по Алтайскому краю было установлено, что имеется расхождение между техническим заданием заказчика, коммерческим предложением предложение ООО "Алтайский Центр Комплектации" и сведениями официального сайта производителя Metos Kitchen Intelligence и сайтов дистрибьюторов в части наличия мультизонного термозонда с 6-ю точками для измерения температуры.
Учитывая отсутствие сведения о наличии термозонда на сайте производителя и дистрибьюторов продукции Комиссия УФАС по Алтайскому краю относится критически к информации представленной в коммерческом предложении.
Кроме того, как следует из брошюры, размещенной на официальном сайте производителя Rational AG www.rational-online.com 6-точечный термозонд защищен патентом.
Заказчиком не предоставлено доказательства существования иных производителей товара с аналогичными характеристиками, что также свидетельствует о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В техническом задании документации об аукционе в рамках п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что в случае наличия в описании объекта Закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации, такие характеристики необходимо рассматривать как установленные в соответствии с фактической потребностью Заказчика.
Вместе с тем, указанная формулировка не соответствует установленной в Законе. Кроме того, по существу исключает обязанность заказчика соблюдать установленную законом норму обосновывать установленные показатели.
Из представленных документов и объяснений заказчика следует, что были установлены требования к товару которые по существу являются избыточными и не носят объективного характера.
Не представлено также объяснений по факту наличия объективной потребности к установленным требованиям, которые являются излишне детализированными.
Аналогичная позиция изложена в Письме ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
В письме N ИА/58910/16 от 16.08.2016 "О применении разъяснений ФАС России" отмечено, что разъяснения, направляемые ФАС России, являются официальной позицией Федеральной антимонопольной службы и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России.
Таким образом действия заказчика нарушают требования ст. 33 Закона о контрактной системе
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уралмет" обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России" нарушающими требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
Н. С. Пахомова |
Заказчику - ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России"
Ляпидевского ул., 1/3, г. Барнаул, 656045
Оператору электронной площадки -
ООО "РТС-тендер"
ПРЕДПИСАНИЕ N 18 (137/17)
о прекращении нарушения в сфере контрактной системы
"16" марта 2017 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
по результатам рассмотрения жалобы ООО "Уралмет" на действия заказчика - ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России" при проведении закупки N 0317100032917000040 "Поставка пароконвектомата для нужд ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Барнаул)", установила: положения документации о закупке нарушают требования статьи 33 Закона о контрактной системе (установлены требования, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, излишне детализировано описание объекта закупки).
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе предписывает:
1. заказчику- аннулировать закупку N 0317100032917000040, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании закупки;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного заказчику - по аннулированию закупки;
3. Оператору электронной площадки, заказчику -исполнить предписание до "27" марта 2017 года.
4. Оператору электронной площадки, заказчику - направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего "27" марта 2017года.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление ФАС по Алтайскому краю на основании части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
Н. С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 16 марта 2017 г. N 137
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017