Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 марта 2017 г. N 2-57-2098/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Дейнеги Е.А.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Ушковой Е.И.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ПКБ N 15 ДЗМ": Камбарова Р.У.,
ООО "Агат": Минеева А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ПКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию систем видеонаблюдения и СКУД в ГБУЗ "ПКБ N15 ДЗМ" и филиалах (Закупка N 0373200026317000004) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающей законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/9268 от 01.03.2017 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, предусмотренных Техническим заданием.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров, используемых при выполнении работ ГОСТ 18499-73 "Керосин для технических целей. Технческие условия" и ГОСТ 16183-77 "Пакля ленточная пропитанная. Технические условия", поскольку данные ГОСТы утратили свою силу. Кроме того, в аукционной документации установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 457-75, отсутствующего в каталоге национальных стандартов РОССТАНДАРТ. А также Заказчиком установлены требования к ГОСТ, регламентирующим испытания и методы определения свойств товаров, как например ГОСТ 3816-81 "Полотная текстильные. Метод определения гигроскопических и водоотталкивающих свойств", ГОСТ 7163-84 "Нефтепродукты. Метод определения вязкости автоматическим капилярным вискозиметром" и требования о соответствии ГОСТ на товары, не предусмотренные техническим заданием, ка например ГОСТ 1779 "Шнуры асбестовые. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Вместе с тем, Заявитель обжалует установление Заказчиком избыточных требований к товарам, используемых при выполнении работ.
В Форме-2 аукционной документации Заказчиком установлены избыточные требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. 1 "Ветошь, бязь" установлены требования "Массовая доля жиров", "Массовая доля минеральных примесей", "Массовая доля ветоши других условных обозначений", "Нормативная влажность", "Фактическая влажность";
- В п.2 "Спирт" установлены требования "Массовая концентрация альдегидов в безводном спирте", "Массовая концентрация сивушных спиртов в безводном спирте", "Массовая концентрация сложных эфиров в безводном спирте", "Проба на метиловый спирт", "Массовая концентрация сухого остатка";
- В п.3 "Ацетон" установлены требования "Плотность", "Массовая доля воды", "Массовая доля метилового спирта", "Массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту", "Устойчивость к окислению марганцовокислым калием";
- В п.4 "Керосин" установлены требования "Фракционный состав от 10% до 98% перегоняется при температурах", "Кислотность, КОН на 100 мл еоросина", "Зольность", "Содержание фактических смол на 100 мл керосина", "Содержание серы", "Плотность при 20°С";
- В п.5 "Смазка" установлены требования "Вязкость эффективная при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1", "Предел прочности при 50 °С на сдвиг", "Коррозионное воздействие на металлы", "Пенетрация при 25 °С с перемешиванием", "Температура каплепадения", "Содержание воды", "Содержание механических примесей", "Массовая доля воды", "Массовая доля кальциевых мыл жирных кислот, входящих в состав естественных жиров", "Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH";
- В п.6 "Краски масляные" установлены требования "Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2) °С", "Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3*", "Условная светостойкость пленки", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С", "Разбавление уайт-спиритом";
- В п.7 "Шкурка шлифовальная" установлено требование "Неравномерность толщины зернистости".
По мнению Заявителя, вышеуказанное требование к характеристике товара является излишне завышенным. Конкретные значения по установленной характеристике не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, указанное значение характеристики не содержится в описании товара при его покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к оформлению и форме заявки на участие в аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлено требование к оформлению заявки в части инструкции по зполнению сведений о качестве технических характеристик товара, а именно: "Если в соответствии со значениями иных связанных характеристик значение текущей характеристики не нормируется нормативным документом, либо таковая не существует, должно быть указано "не нормируется", "не существует", "-" для значения текущей характеристики".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя в аукционной документации отсутствует объем используемого товара по п.6 "Краска масляная", требования к которым предъявляются в Технической части аукционной документации.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Форме-2 по товару п.6 "Краска масляная" установлены требования "Цвета: красно-коричневая и зеленая и темно-желтая и голубая и темно-красная и светло-серая", "Марка краски: МА-15 и/или МА-25 и/или МА-22", при этом в локальной смете установлены объемы только товара "Эмаль, марка ПФ-115 (белая), пентавталевая".
Вместе с тем, смета является обоснованием начальной (максимальной) цены контракт и не может служить в качестве минимальных и/или максимальных требований к товарам.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. По мнению Заявителя в Форме 2 аукционной документации установлены требования к товарам (материалам), используемым при оказании услуг, которые влекут за собой ограничения количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что при составлении аукционной документации Заказчик в Форме 2, в частности, по п.1 "Ветошь, бязь" включил параметр "Массовая доля жиров, до" в графу "Требуемый параметр", содержащую описание характеристики, а в графе "Требуемое значение" установил следующую характеристику: "3", содержащую диапазон максимальных и минимальных значений, который должен заполнить участник закупки, что может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку может препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена таким образом, что может вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в закупке, и в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
6. Кроме того, Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований к товарам и материалам, не соответствующих ГОСТ.
В Форме-2 аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. 3 "Ацетон" установлено требование "Массовая доля метилового спирта: до 0,5%".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования не соответствуют положениям ГОСТ 2768 "Ацетон технический", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, согласно которому массовая доля метилового спирта составляет не более 0,05%.
- В п. 7 "Шкурка шлифовальная" установлены требования "Зернистость: 40-16", "Длина: до 20 м", "Ширина: до 1000 3,0 мм".
Согласно ГОСТ 6456 "Шкурка шлифовальная бумажная", требования о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, для шкурки зернистостью 40-16 ширина составляет 1250; 1350; 1400 мм, а длина 30 м.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Форме-2 аукционной документации установлены нестандартные требования к используемым при выполнении работ товарам, так например:
- В п. 4 "Керосин" установлено требование "Кислотность, КОН на 100 мл еоросина". По мнению заявителя данный параметр не регламентируется производителями керосина.
- В п. 5 "Смазка" установлены требования "Коррозийное воздействие на металлы", "Содержание воды". При этом, в ГОСТ 1033-79 "Смазка, солидол жировой. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, не предусмотрены такие параметры. Кроме того, указанные параметры не регламентируются производителями.
- В п. 7 "Шкурка шлифовальная" установлено требование "Неравномерность толщины зернистости". Согдасно доводам жалобы, ГОСТ 6456 "Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия", соответствие товара которому установлено аукционной документацией, не предусмотрен указанный параметр.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
8. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены требования, вводящие участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяют определить потребность Заказчика.
В Форме-2 аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.6 "Краски масляные" установлено требование "Твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3*".
Согласно Инструкции по предоставлению сведений в заявке на участие в электронном аукционе, крайние значения параметра, отмеченного "*", не должны включаться в предлагаемое значение.
По мнению Заявителя, невозможно определить потребность заказчика, поскольку ГОСТ 10503 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, устанавливает определение твердости пленки по маятниковому прибору М-3 и ТМЛ. Обозначение маятника М-3* и положение инструкции вводит участников закупки в заблуждение.
- В п. 7 "Шкурка шлифовальная" установлены идентичные требования "Зернистость: 40-16" и "Зернистость электрокорундовых материалов: 50-М40", что по мнению Заявителя не позволяет определить потребность Заказчика и вводит участников закупки в заблуждение.
- В п. 8 "Припой" установлены требования "Тип: Должен быть оловянно-свинцовый в виде круглой проволоки или ленты или трехгранный или круглых и квадратных прутков или заполненный флюсом порошка применяемый для лужения и пайки", "Предельное отклонение: предельное отклонение от 0,05 до
0,3 мм".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, символ "_" обозначает "от" и "до" (например, 5_2 следует читать как 3-7, _2 -от -2 до +2).
По мнению Заявителя, установленное таким образом требование вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
9. Вместе с тем, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки не установлены правила чтения одновременного использования символов "-", ",", ";", что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что на участие в электронном аукционе подано 14 заявок, кроме того, все заявки допущены до участия в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушение не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУЗ "ПКБ N 15 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований о соответствии товаров ГОСТ, установлении избыточных требований к товарам, требований, влекущих к ограничению количества участников и вводящих участников закупки в заблуждение, установлении требований к оформлению заявки, установлении требований, противоречащих ГОСТ, установлении нестандартных показателей используемых при выполнении работ товаров, неустановление в инструкции правила чтения одновременного использования символов "-", ",", ";".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 марта 2017 г. N 2-57-2098/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017