Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 февраля 2017 г. N 2-57-1823/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
АППАРАТА СД МО ДОНСКОЙ: Фоминой О.Н.,
ООО "ТЕНДЕРЛЕКС": Алехина М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ТЕНДЕРЛЕКС" (далее - Заявитель) на действия АППАРАТА СД МО ДОНСКОЙ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на услуги по организационно правовому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведению конкурентных процедур (Закупка N 0173300000417000001) (далее - Конкурс) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.02.2017 МГ/8048 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта - 40,00%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - 10,00%; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 50,00%.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком в приложения N1 к конкурсной документации указано следующее:
2.1. Показатель, применяемый для данного критерия: качество услуг: |
Суммарное максимальное балльное значение - 100 баллов. |
Предложенные участником конкурса организационно-технические решения (описательно) по исполнению требований технического задания, а так же технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика (оценивается полнота, детальность, непротиворечивость, ясность изложения) (С1): |
от 0 до 50 баллов |
Представленное предложение не имеет описания организационно-технических решений по исполнению требований технического задания в части разработки документации для проведения закупок для Заказчика |
0 баллов |
Представленное предложение имеет не достаточно развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части разработки документации для проведения закупок для Заказчика, и не имеет или имеет не достаточно развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика |
25 баллов |
Представленное предложение имеет развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части разработки документации для проведения закупок для Заказчика, и имеет развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика. |
50 баллов |
Предложенные участником конкурса организационно-технические решения (описательно) по исполнению требований технического задания, а так же по использованию технологии и обеспечению контроля качества подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика (оценивается полнота, детальность, непротиворечивость, ясность изложения) (С2): |
от 0 до 50 баллов |
Представленное предложение не имеет описания организационно-технических решений по исполнению требований технического задания в части подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика. |
0 баллов |
Представленное предложение имеет не достаточно развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика, и не имеет или имеет не достаточно развернутое описание по использованию технологии и обеспечению контроля качества подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика |
25 баллов |
Представленное предложение имеет развернутое описание организационно-технических решений в соответствии с техническим заданием в части подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика, и имеет развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества подготовки и проведения процедур закупок для Заказчика. |
50 баллов |
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком использованы следующие формулировки: "имеет не достаточно развернутое описание организационно- технических решений и не имеет или имеет не достаточно развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества при разработке документации для проведения закупок для Заказчика"; "имеет развернутое описание организационно-технических решений и имеет развернутое описания технологии и обеспечению контроля качества", что может вводить участников закупки в заблуждение, а также не позволяет определить потребность Заказчика а также корректно сформировать заявку на участие в данном конкурсе.
3.1. наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема; |
80 баллов |
Представляется информация о количестве процедур торгов и закупок, проведенных в рамках 94-ФЗ и 44-ФЗ, без замечаний и штрафных санкций, при проведении которых участник привлекался в качестве Специализированной организации, и извещения по которым были размещены на официальном сайте за 3 года до даты публикации в Единой информационной системе извещения о проведении настоящего конкурса, с указанием реестровых номеров извещений опубликованных заказов на Официальном сайте РФ и в Единой информационной системе, подтвержденные копиями актов оказанных услуг. |
Согласно доводам жалобы Заявителя, предметом закупки является "Услуги по организационно правовому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведению конкурентных процедур", при этом, Заказчиком в конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии оказания услуг сопоставимого характера и объема.
3.2. деловая репутация участника закупки |
20 баллов |
Представляется информация из Единой информационной системы (с официального сайта РФ) о количестве Заказчиков, которые привлекали данного участника для оказания услуг в качестве специализированной организации; |
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии оценки деловой репутации участников закупки, поскольку оценка количеством Заказчиков не позволяет должным образом определить деловую репутацию участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанным критериям не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям критериев, поскольку конкурсная документация не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данным показателям.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Также отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТЕНДЕРЛЕКС" на действия АППАРАТА СД МО ДОНСКОЙ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии Е.И. Ушкова
И.С. Максимов
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
1. АППАРАТ СД МО ДОНСКОЙ
117152, Москва, пр-кт СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ, 1/5
2. ООО "ТЕНДЕРЛЕКС"
109443, г. Москва,
ул.Юных Ленинцев, д. 83, к. 3, кв. 55
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1823/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
22.02.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
на основании решения Комиссии от 22.02.2017 по делу N2-57-1823/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ТЕНДЕРЛЕКС" (далее - Заявитель) на действия АППАРАТА СД МО ДОНСКОЙ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на услуги по организационно правовому, документальному, техническому и правовому сопровождению подготовки, организации и проведению конкурентных процедур (Закупка N 0173300000417000001) (далее - конкурс, открытый конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсах, Протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсах и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсах, разместить в единой информационной системе информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупок ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 22.02.2017 по делу N2-57-1823/77-17, а также разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить в единой информационной системе информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен в соответствии с ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе
5. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 20.03.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии Е.И. Ушкова
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 февраля 2017 г. N 2-57-1823/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017