Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 марта 2017 г. N 2-57-1977/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве: И.С. Лёвина,
ООО "Группа компаний Континент": М.Г. Исаева,
рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному санитарному содержанию зданий и территорий объектов УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве (Закупка N0373100007917000010) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/8917 от 27.02.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно включены в один лот работы по вывозу мусора ТБО и КГМ и работы по санитарному обслуживанию. При этом, работы по вывозу мусора ТБО и КГМ являются лицензируемым видом деятельности, и не могут оказываться участниками закупки, профилем работы которых являются услуги по уборке. Кроме того, Заявитель указывает на то, что в п.5 Технического задания указано, что Исполнителю необходимо использовать собственные контейнеры объемом 0,8 куб.м надлежащего состояния, таким образом, по мнению Заявителя жалобы, участник закупки должен обладать такими контейнерами на праве собственности.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом аукциона является оказание услуг по комплексному санитарному содержанию зданий и территорий объектов УВД по ВАО ГУ МВД России по городу Москве. При этом, такая услуга как вывоз мусора является неотъемлемой частью единого комплекса услуг по санитарному содержанию территорий. Кроме того, в случае, если для осуществления каких либо услуг, предусмотренных Техническим заданием, требуется какие-либо лицензии или допуски, которыми участник закупки не обладает, то проектом контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих необходимой квалификацией.
Также представитель Заказчика пояснил, что в п.5 Технического задания установлены требования к Исполнителю, а не к участникам закупки, при этом, формулировка "собственные контейнеры" не означает, что контейнеры должны принадлежать Исполнителю, а тем более участнику закупки на праве собственности; данная формулировка указывает на то, что контейнеры не предоставляются Заказчиком.
Кроме того, при осуществлении закупки Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления объекта закупки единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), при этом, требования к поставляемым товарам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей Заказчика.
Также представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 16 заявок, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в аукционе и об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в том числе документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при объединении в один лот работ и услуг, предусмотренных Техническим заданием аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу второй части заявки на участие в аукционе, а именно: в пункте 25 Информационной карты документации об аукционе установлено следующее требование: "2. Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, предусмотренные п. 2.4 настоящей документации, в том числе: выписку из единого государственного реестра юридических лиц".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию - копи. выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным п.2 ч.1 ст.61 Закона о контрактной системе, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
На основании ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного ч.18 ст.68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с ч.18 ст.68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные п.2-6 и п.8 ч.2 ст.61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы, так как вторая часть заявки участников закупки содержит в своем составе выписку из ЕГРЮЛ, в связи с чем, требование о предоставлении такой выписки не противоречит положениям Закона о контактной системе.
3. По мнению Заявителя жалобы Заказчиком в аукционной документации не содержится информация о количестве помещений, которые необходимо обеспечивать расходными материалами.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Техническом задании указан перечень адресов, а также их общая площадь и убираемая площадь, что позволяет участникам закупки определить необходимое количество расходных материалов.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также установлено, что участниками закупки подано 16 заявок на участие в аукционе, что свидетельствует о возможности определения стоимости оказания услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в п.10.1 проекта контракта указан такой способ обеспечения исполнения контракта как залог денежных средств в форме вклада (депозита), который не предусмотрен Законом о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в проекте контракта, содержатся, в том числе, следующие положения:
п.10.1 "Обеспечение исполнения настоящего Контракта представляется Исполнителем на сумму 414 998 (Четыреста четырнадцать тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей 30 копеек, что составляет 5 % от начальной (максимальной) цены Контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией или передачи Государственному заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения Контракта (способ обеспечения исполнения Контракта определяется Исполнителем самостоятельно)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п.10.1 проекта контракта предусмотрен способ обеспечения исполнения контракта - внесение денежных средств на счет Заказчика, что, по мнению Заказчика, является эквивалентным залогу.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком в проекте государственного контракта предусмотрен способ обеспечения исполнения контракта, не предусмотренный ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе
5. По мнению Заявителя Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. При этом, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
Так, Заявитель в своих жалобах указывает на неправомерное установление требований к таким товарам, как:
- п.4 Жидкое мыло: пенообразующая способность пенное число должно быть 145 мм. массовая доля хлоридов должна быть менее 6,0 %.
- п.7 Средство для устранения засоров в канализационных трубах: должно содержать не более 75% щелочных компонентов в средстве. состав должен быть гидроксид калия 5-10 %, пав10%, гидроксид натрия не менее 40%.
- п.9 Мыло хозяйственное: качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г) не менее 69г.
-п.11 Мыло туалетное твердое: мыльных точечных крапин должно быть 15шт. качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу 100 г) должно быть
74г. содопродукты в пересчете на na2o в составе мыла должно быть отсутствие/в пределах до 0.22% первоначальный объем пены должен быть
320 см3. содержание хлористого натрия в мыле до 0,7%.
-п.14 Туалетная бумага рулонная: поверхностная впитываемость 0,01 мл воды должно быть не более 5 с. интенсивность постороннего запаха должно быть не более 1 балл. смещение слоев относительно друг друга в туалетной бумаге должно быть не более 3 мм.
-п.20 Полотенца бумажные рулонные: смещение слоев относительно друг друга не более 3 мм. интенсивность постороннего запаха должно быть не выше 1 балла.
- п.23 Салфетки, пропитанные спиртовым дезинфицирующим раствором для ухода за оргтехникой: содержащим изопропанол не < 30 %, н-пропанол не 30 %, дидецилдиметил аммония хлорид (час)
15 %.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все требования установлены на основании соответствующих ГОСТ и что участникам закупки необходимо указать значения показателей в соответствии с данными требованиями, вместе с тем, представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения значений по установленным в Форме 2 характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что установленные Заказчиком требования вводят участников в заблуждение и препятствуют подаче заявки в соответствующем виде:
- п.2 "в своем составе средство должно иметь неионогенные; анионные пав", согласно инструкции "символы ";" (точка с запятой) и "/" (косая черта) следует читать как "или" (в данном случае участнику размещения заказа необходимо указать одну из характеристик, перечисленных в требуемых значениях характеристик товара)", однако также требуется "с содержанием нпав до 5%" и "содержание апав должно быть до 5,0%". Таким образом, Заявителю жалобы не ясно каким образом Участник должен указать значения содержания нпав и содержания апав, при этом указав что содержится только один компонент на выбор.
- п.5 "состав должен быть один из следующих 1) минеральная кислота, комплексообразователь, неионогенные пав, вода или 2) анионные и неионогенные пав, кислоты, загуститель, ароматизатор, краситель и вода" однако также требуется "содержание в средстве нпав, апав: должно быть от 0 до 10%". Согласно инструкции "В случае, если установлены требования к характеристикам товара (материала), перечисленных через знак ",", а после них стоит знак ":" и указано требуемое значение, то участником закупки по установленной характеристике должны быть представлены значения для каждой характеристики". Таким образом, Заявитель указывает на то, что если Участник указывает первый состав, в котором присутствует только нпав, то не ясно каким образом должен указать каждое значение содержания в средстве нпав и апав.
На заседании Комиссии Управления установлено, что при заполнении сведений по вышеуказанным товарам участники закупки выбирают компонентный состав - либо неионогенные либо анионные пав, при этом, в случае выбора "неионогенные пав" требования аукционной документации позволяют указать значение "с содержанием анионных пав 0%" в соответствии с требованиями Инструкции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Группа компаний Континент" на действия УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве обоснованными в части установления неправомерных, избыточных требований к товарам; в части указания способа обеспечения контракта в п.10.1 проекта ГК.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 и ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.В. Кочетков
исп. Е.А. Дейнега, 8-495-784-75-05, доб.192
1. УВД по ВАО ГУ МВД России по
г. Москве
105264, г. Москва, Измайловский б-р,
д. 13
2. ООО "Группа компаний Континент"
115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.57, строение 1, пом/комн/1/7Б
3. АО "ЕЭТП"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1977/77-17 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
02.03.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
на основании решения Комиссии от 02.03.2017 по делу N2-57-1977/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному санитарному содержанию зданий и территорий объектов УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве (Закупка N0373100007917000010) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Заказчика, Заказчику при рассмотрении первых и вторых частей заявок и при заключении контракта по результатам проведения Аукционов не учитывать неправомерные требования к товарам согласно мотивировочной части решения от 02.03.2017 по делу N2-57-1977/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
2. Заказчику при заключении государственного контракта по аукциону N0373100007917000010 скорректировать положения п.10.1 проекта контракта в соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе и мотивировочной частью решения от 02.03.2017 по делу N2-57-1977/77-17.
3. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 02.03.2017 по делу N2-57-1977/77-17.
4. Заказчику в срок до 17.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.В. Кочетков
исп. Е.А. Дейнега
8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 марта 2017 г. N 2-57-1977/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017