Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 марта 2017 г. N 2-57-1986/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей РГУФКСМиТ: Д.О. Селяметова, а также в представителя ООО "СТРОЙ МАРКЕТ": М.А. Астаповой,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ МАРКЕТ" (далее - Заявитель) РГУФКСМиТ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное обслуживание, эксплуатация и содержание зданий, сооружений и инженерных сетей университета (Закупка N 0373100076216000024) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/9118 от 28.02.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно:
· п.39 "Обои стеклотканевые": Размер выступов по торцам рулон: До 15 мм, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, согласно п.5.2.6 ГОСТ Р 52805, которому согласно аукционной документации должен соответствовать данный товар размер выступов по торцам рулона должен быть не более 1 % ширины полотна стеклообоев в развернутом виде, кроме того, участникам закупки также не представляется возможным рассчитать размер выступов, поскольку, в аукционной документации не установлено требование к такому показателю товара как "ширина полотна стеклообоев в развернутом виде".
· п. 97 "Шнур асбестовый": Тип основы: Хлопок или вискоза; Массовая доля влаги: Не более 4,5 %, что по мнению Заявителя также является неправомерным, поскольку, в силу п.2.4 ГОСТ 1779, которому согласно аукционной документации должен соответствовать данный товар для шнуров на основе хлопка массовая доля влаги не должна превышать 3 %.
· п. 98 "Шпатлевка модифицированная": Марка: ЭП-0020/ЭП-0010; Массовая доля нелетучих веществ шпатлевочной пасты: Не менее 90 %, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 ГОСТ 28379, которому согласно аукционной документации должен соответствовать данный товар для шпатлевки марки ЭП-0020 массовая доля нелетучих веществ шпатлевочной пасты должна составлять не менее 92 %.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами Заявителя, а также пояснил, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе вышеуказанные требования к товарам не учитывались аукционной комиссией Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, на участие в аукционе подано 2 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционных документациях неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства (шнур асбестовый, грунтовка фенольная, дисперсия поливинилацетатная гомополимерная грубодисперсная, краски масляные, эмаль пентафталевая, лента изолирующая, лента полиэтиленовая, олифа оксоль, олифа натуральная, плитки керамические для внутренней облицовки, плитка керамогранитная, раствор известковый, резина техническая прессованная, шпатлевка). Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару п.97 "Шнур асбестовый": Результирующая плотность линейная: Не более 3,0 ктекс.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара после его производтва.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно п.4 ГОСТ 1779 которому в силу аукционной документации должен соответствовать товар п.97 "Шнур асбестовый" для определения результирующей линейной плотности от каждой отобранной по п.3.2 данного стандарта бухты или бобины отрезают по одному образцу. Длина образца для шнуров диаметром до 2,5 мм включительно должна быть (10,0 0,1) м, для шнуров диаметром от 3 до 5 мм - (1,00
0,01) м, для шнуров свыше 5 мм и шнуров марки ШАП - (0,25
0,01) м. Длину образца определяют металлической измерительной рулеткой с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502-80 или металлической измерительной линейкой по ГОСТ 427-75. Образцы не должны иметь пороков внешнего вида. Образцы предварительно высушивают в сушильном шкафу при температу1)е (ПО
5) DC в течение (2,00
0,25) ч и взвешивают с погрешностью не более 0,1 г. Результирующую линейную плотность (Т) в ктекс вычисляют по формуле: Т=m/l, где m - масса образца, г; l - длина образца, м. За результат испытания принимают среднее арифметическое всех определений, округленное до первого десятичного знака.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами Заявителя, а также пояснил, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе вышеуказанные требования к товарам не учитывались аукционной комиссией Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, на участие в аукционе подано 2 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
3. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет неправомерного установления в инструкции требования к оформлению заявки на участие в аукционе: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо ставить прочерк " - " , либо указывать "не нормируется".
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований инструкции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, в том числе Инструкция, составлена в нарушение ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, на участие в аукционе подано 2 заявки, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены следующие доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно:
· п. 97 "Шнур асбестовый": Тип основы: Хлопок или вискоза; Массовая доля асбестового волокна: Не менее 80 %, что по мнению Заявителя также является неправомерным, поскольку, в силу п.2.4а ГОСТ 1779, которому согласно аукционной документации должен соответствовать данный товар массовая доля асбестового волокна должна быть не менее 78 %.
· п.2 "Автоматический выключатель": "Диапазон номинальных поперечных
присоединяемых медных проводников в зависимости от номинального": [от 1 до 2,5]; [от 1 до 4], что согласно доводам жалобы также является неправомерным, поскольку, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки (далее -инструкция): "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", таким образом, в силу вышеуказанного положения инструкции участникам закупки не представляется возможным предоставить диапазонное значение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкцией установлено следующее: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться", таким образом, участникам закупки представляется возможным предоставить диапазонное значение. По вышеуказанному параметру.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при сужении указанного в ГОСТ 1779 диапазона значений массовой доли асбестового волокна.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ МАРКЕТ" на действия РГУФКСМиТ обоснованной в части установления неправомерных положений инструкции, а также в части установления неправомерных требований к товарам по п.39 "Обои стеклотканевые", п.97 "Шнур асбестовый", п.98 "Шпатлевка модифицированная",
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
А.В. Кочетков
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 марта 2017 г. N 2-57-1986/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017