Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 марта 2017 г. N 2-57-2149/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Грешневой Д.С.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Ушковой Е.И.,
при участии представителей:
ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: Ломова Н.А.,
ООО "Агат": Минеева А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту коммунальных систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и дренажа зданий Центрального музея Великой Отечественной войны (Закупка N 0373100009817000006) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/9507 от 02.03.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя в аукционной документации отсутствует объем используемых товаров, требования к которым предъявляются в Технической части аукционной документации, а именно: "Пена монтажная", "Краска масляная цветная густотертая", "Растворитель", "Паронит", "Резиновые технические пластины" , "Лен трепаный", "ФУМ-лента", "Каболка", "Набивка сальниковая", "Герметик сантехнический", " Лак битумный", "Масло индустриальное", "Керосин", "Солидол жировой", "Теплоизоляция".
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации не установлены объемы использования вышеуказанных товаров с указанием при выполнении каких работ необходимо использовать данные товары.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам таким образом, что позволяют указать значения, не соответствующие положениям ГОСТ и вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 1 "Сварные водопроводные трубы, оцинкованные, обыкновенные" Наружный диаметр не более 22 мм для Ду15, толщина стенок не менее 2,8 мм для Ду15, масса 1 м трубы не менее 1,28 кг для Ду15. Наружный диаметр не более 27 мм для Ду20, толщина стенок не менее 2,8 мм для Ду20, масса 1 м трубы менее 1,80 кг для Ду20. Наружный диаметр не более 35 мм для Ду25, толщина стенок не менее 3,2 мм для Ду25, масса 1 м трубы не менее 2,39 кг для Ду25. Наружный диаметр не более 43 мм для Ду32, толщина стенок не менее 3,2 мм для Ду32, масса 1 м трубы более 3 кг для Ду32. Наружный диаметр не более 49 мм для Ду40, толщина стенок не менее 3,5 мм для Ду40, масса 1 м трубы не более 4 кг для Ду40. Наружный диаметр не более 62 мм для Ду50, толщина стенок не менее 3,5 мм для Ду50, масса 1 м трубы не более 5 кг для Ду50. Оцинкованные трубы имеют сплошное цинковое покрытие по всей поверхности толщиной не менее 29 мкм не более 32 мкм.
Вместе с тем, в ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, толщина стенки трубы определена единственным значением для определенного условного прохода трубы: для условного прохода 15 - 2,8 мм, для условного прохода 20 - 2,8 мм, для условных проходов 25 и 32 - 3,2 мм, для условного проходв 40 и 50 - 3,5 мм. Кроме того, согласно указанного ГОСТ оцинкованные трубы должны иметь сплошное цинковое покрытие по всей поверхности толщиной не менее 30 мкм.
- п. 3 "Трубы чугунные для канализации и фасонные части" Длинна труб 2000 мм. Условный диаметр (проход) Ду50, Ду100. Рабочая среда хозяйственные и фекальные стоки. Безнапорные из серого чугуна, масса Ду50 > 10 кг, масса Ду100 > 23 кг. Отклонения от прямолинейности труб Ду100 не более 3 мм на 1 м длины, а труб Ду50 не более 6 мм на 1 м длины.
Согласно ГОСТ 6942-98 "Трубы чугунные канализационные и фасонные части к ним. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, масса труб длиной 2000 мм определена единственным значением для определнного условного прохода: для условного прохода 50 - 11,0 кг, для условного прохода 100 - 24,9 кг. Вместе с тем, в соответствии с указанным ГОСТ отклонение от прямолинейности труб Dy 100 и Dy 150 мм не должны превышать 2 мм на 1 м длины, а труб Dy 50 - 5 мм на 1 м длины.
- п.5 "Паронит" Тип паронита ПОН. Плотность не менее 2 кгс/см2.
Согласно ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, плотность паронита типа ПОН составляет 1,6-2,0 г/см3.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необохимость установления требований к товарам таким образом, что позволяет участникам предоставитель сведения, противоречащие установленным ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Кроме того, Заявитель обжалует установление требований к товарам, используемым при выполнении работ, противеречащих положниям ГОСТ.
В Приложении N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности в п. 2 "Сварные водопроводные трубы, неоцинкованные, обыкновенные" установлено требование "Наружный диаметр не более 89 мм для Ду80, толщина стенок 4,0 мм для Ду80, масса 1 м трубы >9,1 кг для Ду80".
Согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, масса 1 м обыкновенной трубы с условным проходом 80 составляет 8,34 кг.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требования по товару п. 2 "Сварные водопроводные трубы, неоцинкованные, обыкновенные", противоречащего ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1, 2 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы, установленным Заказчиком требованиям к товару п.4 "Трубы и фасонные части из ПВХ для канализации" не соответствует ни одного товара, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
В Приложении N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности в п.4 "Трубы и фасонные части из ПВХ для канализации" установлены требования "С полнотелой стенкой, серого цвета, Ду50, Ду100. Толщина стенок более 3,6 мм. Уплотнение резиновые кольца круглого сечения".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил сведения производителя, в соответствии с которыми производятся трубы с вышеуказанными параметрами.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении нестандартных единиц измерения для определения показателей требуемых товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что вводит участиков закупки в заблуждение.
В Приложении N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности в п. 5 "Паронит" установлено требование "Плотность не менее 2 кгс/см2".
Согласно доводам жалобы, в ГОСТ 481-80 "Паронит и прокладки из него. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено аукционной документацией, плотность паронита выражается в г/см3.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, пояснив, что была допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В Приложении N4 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. 5 "Паронит"установлены требования "Увеличение массы в жидких средах для воды при температуре 100 °С в течение 5 ч не более 14 %. Сжимаемость при давлении 35 МПа (350 кгс/см2) не более 18 %. Восстанавливаемость после снятия давления 35 МПа (350 кгс/см2) не менее 33 %";
- В п. 8 "ФУМ - лента" установлены требования "Обеспечивает герметичность резьбовых соединений, работающих при давлении не менее 64,6 МПа (660 кгс/см2). Прочность при разрыве больше 6,85 МПа. Относительное удлинение при разрыве больше 94%";
- В п.11 "Пена монтажная" установлено требование "Вторичное расширение не более 13%";
- В п.12 "Герметик сантехнический" установлены требования "Время высыхания поверхности от 10 до 17 мин. Максимальное растяжение не менее 200%, Подвижность шва не более 20%";
- В п.13 "Лак битумный" установлены требования "Время высыхания пленки до степени 3 при 20 2°С не более 24 часа, при (от 100 до 110°С) не более 20 часов. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20
2 °С не более 48 часов";
- В п.14 "Краска масляная цветная густотертая" установлены требования "Расход: не более 1 кг на 14 м.кв. Укрывистость невысушенной пленки краски около 7 г/м2. Степень перетира более 34 мкм менее 37 мкм. Время высыхания при температуре (202) °С до степени 3 < 25 ч";
- В п.16 "Масло индустриальное" установлены требования "Кинематическая вязкость при 40°С 15 мм2/с.* Зольность не более 0,005%. Плотность при 20°С не менее 880 кг/м3. Температура застывания не выше минус 15°С";
- В п.17 "Керосин" установлено требование "Кинематическая вязкость при температуре 20°С не более 1,30 мм2/с".
По мнению Заявителя, вышеуказанное требование к характеристике товара является излишне завышенным. Конкретные значения по установленной характеристике не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, указанное значение характеристики не содержится в описании товара при его покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретного значения по установленной в Приложении N4 к Техническому заданию характеристике вышеуказанного товара на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п.1, 2 ч.1, ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ обоснованной в части неустановления объемов испльзуемых товаров "Пена монтажная", "Краска масляная цветная густотертая", "Растворитель", "Паронит", "Резиновые технические пластины" , "Лен трепаный", "ФУМ-лента", "Каболка", "Набивка сальниковая", "Герметик сантехнический", " Лак битумный", "Масло индустриальное", "Керосин", "Солидол жировой", "Теплоизоляция", установления требований, позволяющих предоставить сведения, не соответствующие ГОСТ, установления требований, противоречащих ГОСТ, установления нестандартной единицы измерения, установления избыточных требований к используемым при выполнении работ товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Профит Плюс" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-1981/77-17 от 01.03.2017
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 марта 2017 г. N 2-57-2149/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017