Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 марта 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 01.03.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 01.03.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Тимиргалиев В.А. - Врио руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" от 20.02.2017 N289-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по благоустройству набережной в городе Белоярский (извещение N0187300008517000009) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
1. В проекте контракта заказчик устанавливает следующее условие к обеспечению исполнения контракта: "7.4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок выполнения работ по контракту не менее чем на 90 (девяносто) календарных дней".
Законодательство о контрактной системе предоставляет свободу выбора участникам закупки, закрепляя самостоятельное определение участником закупки, с которым заключается контракт, способа обеспечения исполнения контракта.
Закон о контрактной системе устанавливает возможность обеспечить исполнение контракта предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьей 45 Закона о контрактной системе, или же внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Данные условия закреплены в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Этой же статьей закреплено условие, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Анализируя данную статью, можно сделать вывод, что законодательством не предусмотрено право заказчика на изменение срока действия банковской гарантии, а значит указанный заказчиком не менее чем на 90 (девяносто) календарных дней является неправомерным и нарушает права участников
2. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В проекте контракта указано, что "3.4. Подрядчик обязан:
3.4.1. Качественно выполнить работы по настоящему Контракту в соответствии с условиями Контракта, технического задания, ТУ, СНиП, ГОСТ, иным нормативным документам".
Таким образом, Заказчик, не определив в документации об Аукционе исчерпывающий перечень нормативных документов, фактически не определил требования к результатам выполняемых работ, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В разделе 17 информационной карты заказчик установил требование к опыту на выполнение соответствующих строительных работ (код 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, группа 43.12).
Законом о контрактной системе закреплено право Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутацией к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Право Правительства РФ на установление дополнительных требований выразилось в издании постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно пункту 2 Приложения N1 данного Постановления, при осуществлении закупки строительных работ ("Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки работ строительных. Таким требование является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующей закупке.
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение строительных работ, участник должен подтвердить соответствие дополнительным требованиям.
Так же важно обратить внимание на сноску, которая имеется в пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 99: требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы строительных работ:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение строительных работ, участник должен подтвердить соответствие дополнительным требованиям.
Но заказчик, требуя подтверждения опыта участников, согласно статье 31 и Постановлению N 99, не указывает группу работ (в соответствии со сноской в пункте 2 Приложения N 1), по которой необходимо предоставить вышеперечисленные документы (Позиция в письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по благоустройству набережной в городе Белоярский (извещение N0187300008517000009) размещены на официальном сайте единой информационной системы 01.02.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, одной из мер обеспечения исполнение контракта является предоставление банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, срок действия которой должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В статье 45 Закона о контрактной системе установлены требования к непосредственно банковской гарантии, так например, подпункт 5 части 2 статьи 45: "банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона".
Таким образом, Закон о контрактной системе объективно не содержит обязательства заказчика устанавливать в проекте контракта (в документации об аукционе в электронной форме) конкретный срок действия банковской гарантии, предоставляемой поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, которое, в свою очередь, и было установлено Заказчиком.
В соответствии с пунктом 29 части 1 аукционной документации и пунктом 7.4 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок выполнения работ по контракту не менее чем на 90 (девяносто) календарных дней.
Учитывая, что законодательство о контрактной системе не содержит ограничений по установлению максимального срока действия банковской гарантии после окончания срока действия контракта, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением 2 к аукционной документации утверждено техническое задание, которое в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на перечень и виды работ, единицы измерения и объемы.
Согласно пункту 3.2.2 проекта муниципального контракта Заказчик обязан передать Подрядчику в течении 7 (семи) календарных дней с даты заключения Контракта документацию в отношении выполняемой работы.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Подрядчику необходимо выполнить работы (оказать услуги) в соответствии с техническим заданием, документацией, переданной Подрядчику Заказчиком, в том числе в соответствии с ТУ, СНиП, ГОСТ и иными нормативными документами.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие несоответствие технического задания техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика Заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии Заказчика и Уполномоченного органа нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Как установлено частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, Заказчик устанавливает следующее требование: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом, согласно сноске "*" в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки, документации о закупке необходимо установить группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
В пункте 17 части 1 аукционной документации установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ (код 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, группа 43.12) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Аналогичные требования установлены в извещении о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" от 20.02.2017 N289-ж на действия Заказчика - Администрация Белоярского района, Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа администрации Белоярского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по благоустройству набережной в городе Белоярский (извещение N0187300008517000009) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Тимиргалиев В.А.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 марта 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017