Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 марта 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 13.03.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 16.03.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Захарченко Н.В. по доверенности N4 от 10.03.2017, Карпинская Ю.С. по доверенности N31 от 01.10.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "СеверАвтоСтрой" от 03.03.2017 N360-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
1. В указанной документации содержится большое количество указаний на товарные знаки, марки, модели с указанием условия "или эквивалент", но без указания параметров эквивалентности товара. Например:
- клей для облицовочных работ водостойкий "Плюс" (сухая смесь) или эквивалент;
- герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal или эквивалент;
- грунтовка ВАК-02П или эквивалент;
- клей для приклеивания минеральной ваты типа "BOLIX ZW" или эквивалент;
- вентилятор приточной WNP 80-50/35-2D или эквивалент; вентилятор вытяжной WNP 70-40/35-4D или эквивалент и т.д.
Полагаем, что отсутствие указания на параметры эквивалентности, во- первых, нарушает, положения статьи 66 Закона о контрактной системе, устанавливающей обязательность наличия в документации значений эквивалентности, во-вторых, нарушает установленный статьей 12 Закона о контрактной системе принцип эффективности закупок, поскольку отсутствие в документации значений эквивалентности фактически означает отсутствие объективных требований к качеству товара.
В рамках формулировок документации эквивалентом краски, грунтовки, вентилятора и проч. является любой одноименный товар, даже самого низкого качества, и, соответственно, дальнейшее выполнение работ с использованием такого товара.
2. В соответствии с требованием ст. 33 Закона о контрактной системе обязательным правилом является объективное описание объекта закупки, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Следовательно, по замыслу законодателя, объективны те требования документации, которые, в первую очередь, обусловлены потребностями заказчика. Однако, в документации ряд требований к товарам не обусловлен потребностями заказчика и вообще бессмыслен.
Так, в частности, в документации установлено:
"пена монтажная для герметизации стыков в баллончике емкостью не менее 0,85 л", "герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal или эквивалент в баллонах не менее 750 мл".
Возникает закономерный вопрос: чьи права и законные интересы будут нарушены, в случае использования баллончика не 0,85 л, а, например, 0,80 л? Или двух баллончиков по 0,425 л вместо одного по 0,85 л? Речь идет не о поставке товара, и какая разница для заказчика - какой емкостью баллоны с монтажной пеной? Единственный "смысл" подобных требований в том, что если какой-либо участник ошибочно пропустит "не менее", его можно будет "отклонить" за "отсутствие конкретных показателей".
Полагаем, что такие требования документации нарушают ст. 33 Закона о контрактной системе: являются "требованиями ради требований", а не требованиями, обусловленными потребностями заказчика.
3. В соответствии с официальным письмо ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16: "при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
В документации участника такие требования установлены, в частности, в отношении товара "Бетон тяжелый". Так, в частности, в соответствии с требованиями документации: "Бетон тяжелый, наибольшая крупность заполнителя: более 10 мм менее 80 мм, класс не менее В3,5 (М50). В бетоне должно быть две или три фракции в крупном заполнителе: первая должна быть свыше 10 до 20 мм (значение неизменяемое), вторая должна быть от 5 до 10 мм (значение неизменяемое) и (или) третья должна быть свыше 20 до 40 мм (значение неизменяемое). Содержание первой фракции в диапазоне не более, нижняя граница диапазона 20 % верхняя граница диапазона 75%, содержание второй фракции в диапазоне не более, нижняя граница диапазона 15 % верхняя граница диапазона 40 % и (или) содержание третей фракции в диапазоне не более, нижняя граница диапазона 40 % верхняя граница диапазона 65 %. ГОСТ 26633-2015".
Тот факт, что требования установлены на основании положения ГОСТа не исключает признаков ограничения доступа к участию в закупке, поскольку, в любом случае, достоверно установить содержание фракций крупного заполнителя (как и мелкого, конечно) в бетоне можно только для конкретного бетона. Только для конкретной партии бетона возможно установить, что содержание фракции равно 20-75% или 21-74% или 22-73%.
4. В соответствии со ст. 64 Закона о контрактной системе: "Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе".
Вместе с тем, вопреки требованиям указанной нормы, документация содержит требования к оформлению и форме заявки. В разделе "Инструкция" указано: "При использовании "и (или)" - участник предлагает одно или несколько значений показателя (на свой выбор). При этом при перечислении всех значений данного показателя участнику необходимо использовать союз "и", знаки ";" ",".Полагаем, что требования о том, как именно оформить текст заявки - незаконны, нарушают права и законные интересы участника.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.09.2016.
В соответствии с пунктом 17 части 2 аукционной документации первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, при этом Заказчик самостоятельно определяет в отношении каких именно товаров необходимо установить требования к показателям характеристик для заполнения участником закупки первой части заявки.
В спецификации материалов Заказчиком установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, используемых при выполнении работ, установленным заказчиком требованиям.
Требования к товарам (материалам, оборудованию) не указанным в спецификации, указаны в проектной документации.
По доводам Заявителя в письменных пояснениях Заказчик указывает, что имеются ввиду основные характеристики товара исходя из названия материала, то есть может применяется любой товар, обладающий данными характеристиками.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы о нарушении Заказчиком и Уполномоченным органом статьи 12 Закона о контрактной системе не представлены.
2. По существу заданных Заявителем вопросов в отношении емкости баллонов с монтажной пеной Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе уполномочен давать Заказчик, а не антимонопольный орган.
Таким образом, в случае наличия у участника закупки вопросов или непонимания положений документации о закупке, участнику закупки необходимо обращаться на адрес электронной площадки с запросом о даче разъяснений положений документации такого аукциона.
3. Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие неправомерность требований заказчика о предоставлении участниками показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, Заявителем не представлены.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В своем письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" сообщает, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Изучив инструкцию по заполнению первой части заявки Комиссия Управления установила, что в соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 оспариваемые Заявителем положения инструкции указывают на порядок указания участником закупки в заявке значений, требуемых Заказчиком и не содержат требований к оформлению и форме заявки.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СеверАвтоСтрой" от 03.03.2017 N360-ж на действия Заказчика - МКУ "Капитальное строительство", Уполномоченного органа - администрация города Мегиона при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта: "Спортивный центр с универсальным игровым залом и плоскостными спортивными сооружениями в г.Мегионе" (Корректировка) (извещение N0187300004516000383) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 марта 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017