Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 9 марта 2017 г. N 44-24/17
Резолютивная часть решения оглашена 09 марта 2017 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2017 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России - Юркиной Н.Ю.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России - Васильева В.В.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России - Варава В.Ю.,
при участии представителя от Заказчика - ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ Волковой Е.Н. (доверенность б/н от 07.03.2017 года) и представителя Заявителя Сафоновой А.В. (доверенность NМ-03/17 от 03.02.217 года),
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" на положения документации об аукционе на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов (извещение N 0257100001417000079) и проведенной внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22 февраля 2017 года Заказчиком - ГУ - Псковское региональное отделение ФСС РФ объявлен электронный на оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов (извещение N 0257100001417000079).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22 февраля 2017 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 719 776,02 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.03.2017 года в 10:00.
01 марта 2017 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
09 марта 2017 года в 12 часов 00 минут состоялось рассмотрение жалобы.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N120з от 01.03.2017 года).
Документация об аукционе содержит нарушения Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменная позиция N01-08/12-488 от 07.03.2017 года в материалах дела).
Предметом закупки является оказание услуги по индивидуальному слухопротезированию инвалидов, которое включает в себя поставку товара - слуховых аппаратов, указанных в техническом задании.
В связи с чем, необходимо установление применения Постановления ПП РФ N102.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона является - "Оказание услуг по индивидуальному слухопротезированию инвалидов". Код по ОКПД2 26.60.14.120 "Аппараты слуховые".
В части II "Описание объекта закупки" установлено, что в состав услуг по индивидуальному слухопротезированию получателей слуховых аппаратов должно входить:
- прием врача сурдолога-оториноларинголога;
- индивидуальные подбор, настройка и выдача товара;
- обучение Получателя правилам пользования выданным Товаром;
- отоскопия уха и снятие слепка слухового прохода для изготовления и выдачи индивидуального ушного вкладыша (для слухового аппарата);
- изготовление ушного вкладыша индивидуального изготовления (для слухового аппарата);
- замена неисправного и/или бракованного Товара в период оказания услуги и в период гарантийного срока на Товар, настройка Товара, выданного взамен бракованного Товара, используемого для оказания услуг.
Таким образом, в предмет закупки входит передача слуховых аппаратов конечному потребителю и оказанием услуг связанных с этим.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что код по ОКПД2 26.60.14.120 "Аппараты слуховые" был указан в извещении о проведении закупки как наиболее подходящий, так как в состав работ входит предоставление слухового аппарата конечному потребителю.
Описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, установленными ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология-оториноларингология" включает в себя профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, в том числе при проведении аудиологического скрининга среди детей первого года жизни, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение и включающую в том числе замену речевого процессора по истечении 5 лет со дня предшествующей установки пациенту речевого процессора системы кохлеарной имплантации, осуществляет врач сурдолог - оториноларинголог.
На основании изложенного, обеспечение слуховыми аппаратами без их настройки не может быть осуществлено, и для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "сурдология - оториноларингология".
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения также указывает на это на своем официальном сайте. Заказчик также не может закупить отдельно услугу по настройке слуховых аппаратов, так как данная услуга не входит в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-р.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы России от 25.11.2015 г. NАД/66737/15 региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вправе проводить закупку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов, включая поставку слуховых аппаратов, индивидуальных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации возможности привлечения субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлены документы и сведения подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом данные положения вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе, ограничивают количество участников закупки и нарушают права Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В перечень медицинских изделий входит код ОКПД - 26.60.14.120 "Слуховые аппараты неимплантируемые" и в Постановлении N 102 имеется ссылка, в которой указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, так и наименованием вида медицинского изделия указанного вида. В связи с тем, что в аукционе на обеспечение лиц, пострадавших на производстве происходит подбор слухового аппарата неимплантируемого, что совпадает по наименованию с видом медицинского изделия, указанным в Постановлении N 102, соответственно Заказчик обязан был установить ограничение в соответствии с Постановлением N 102.
Приказом Минэкономразвития N155 определен перечень товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3 - 7 Приказа Минэкономразвития N155. При этом, заявкам на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
Согласно пункту 3 Приказа от 25.03.2014 N 155, участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа.
В силу пункта 7 Приказа от 25.03.2014 N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Таким образом, Заказчик действовали в рамках Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно подпункту 4.2.2 пункту 4.2. документации об аукционе участник закупки обязан во второй части заявки предоставить декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 5.3 - 5.7 настоящей документации, в том числе и о том, что:
"5.6. Участник закупки не является офшорной компанией.
5.7. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.".
Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки.
Указанные декларации не предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В п. 3.7.1. Части I. Общие условия проведения аукциона в электронной форме и в извещении, размещенном на официальном сайте единой информационной системы, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 02 марта 2017 года, до 10.00 часов по московскому времени.
Таким образом, указанная Заказчиком дата окончания предоставления разъяснений положений документации: до 03 марта 2017 года противоречит ч. 4. ст. 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
5. Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона:
"Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги - Российская Федерация, Псковская обл, по месту нахождения Получателя.
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг -- Другая периодичность".
Согласно документации об аукционе:
"3.2. Место выполнения работ: по месту нахождения исполнителя.
3.3. Срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта и до 20 сентября 2017 года. Исполнитель обязан оказать услугу в течение 10 дней со дня получения Направления, выданного Заказчиком".
Согласно проекта контракта:
"4. Срок действия Контракта.
4.1. С момента заключения государственного контракта и до 20 сентября 2017 года.
4.2. По исполнению обязательств, Стороны подписывают Итоговый акт о приемке выполненных работ (Приложение N 5), но не позднее 30 сентября 2017 года.".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии противоречий в указании сроков и мест поставки товаров, что может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что является нарушением п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе влекут административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников путем внесения изменений в проект государственного контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" обоснованной в части.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 66, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в проект контракта при направлении победителю, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание: Н.Ю. Юркина
Члены комиссии: В.В. Васильев
В.Ю. Варава
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 9 марта 2017 г. N 44-24/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017