Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 марта 2017 г. N 47Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 9 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерохина А.А., с участием:
от заказчика - Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клиническая больница N8 (далее - заказчик, ГУЗ ЯО Клиническая больница N8), представителей по доверенности Литвиненко С.В.,
от заявителя - ООО "ФК САТИКОМ" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика - Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N8, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку препаратов лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях (Йопромид) (извещение N 0371300003217000016) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N8, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку препаратов лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях (Йопромид) (извещение N 0371300003217000016).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим причинам: заказчиком неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного средства с международным непатентованным наименованием Йопромид (далее - МНН Йопромид), в частности, такие, как:
- период выведения через почки не более 12 часов не менее 93% от введенной дозы;
- отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом;
- Имеет рекомендации для особых групп пациентов: а именно возможность применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет).
Заявитель полагает, что указанные характеристики соответствуют только препарату "Ультравист" производства Байер Фарма АГ, Германия.
Одновременно с приведенным выше доводом заявитель указывает в жалобе на то обстоятельство, что рекомендаций для особых групп пациентов (пациентов пожилого возраста (старше 65 лет) не содержит ни одна инструкция лекарственного препарата с МНН "Йопромид" (в том числе, и инструкция препарата "Ультравист" производства Байер Фарма АГ, Германия), в связи с чем ни один из лекарственных препаратов с МНН "Йопромид" не соответствует полностью требованиям аукционной документации.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку указанных выше лекарственных средств (с МНН "Йопромид") была составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0371300003217000016 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку препаратов лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях (Йопромид) вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке лекарственных средств, являющихся объектом рассматриваемой закупки (с МНН "Йопромид"), с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик к оказываемым товарам предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГУЗ ЯО Клиническая больница N8.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей, представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчику требуется для поставки товар (лекарственные средства) со следующими характеристиками:
N п\п |
МНН (при его отсутствии: фармако-терапевтическая группа, анатомо-терапевтическая группа, химическое название) |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во* |
1 |
Йопромид |
Раствор для инъекций 370 мг йода/мл 50 мл, флаконы N10. Период выведения через почки не более 12 часов не менее 93% от введенной дозы. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Имеет рекомендации для особых групп пациентов: а именно возможность применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет) . Для группы пациентов с нарушениями функции печени не требуется коррекция дозировки. |
упак |
15 |
2 |
Йопромид |
Раствор для инъекций 370 мг йода/мл 100 мл, флаконы N10. Период выведения через почки не более 12 часов не менее 93% от введенной дозы. Отсутствие ограничений для применения у пациентов с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом. Имеет рекомендации для особых групп пациентов: а именно возможность применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет) . Для группы пациентов с нарушениями функции печени не требуется коррекция дозировки. |
упак |
15 |
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика пояснили, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указанных выше оспариваемых заявителем характеристик обусловлено следующими причинами.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии со схемами лечения и конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно части 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Все спорные характеристики, указанные в описании объекта закупки являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства препарата, а также на его качественные характеристики.
Относительно требования о периоде выведения лекарственного средства через почки - не более 12 часов не менее 93% от введенной дозы - представители заказчика отметили следующее.
Повышенные требования к периоду выведения лекарственного средства через почки (не более 12 часов не менее 93% от всей дозы), связано с опасностью возникновения у пациентов нефротоксического эффекта вследствие прямого токсичного влияния на клетки почечных канальцев и развития ишемии мозгового вещества почек. Поскольку фармакокинетика препарата непосредственно влияет на безопасность пациента, увеличение времени полувыведения контрастного препарата - это дополнительный риск возникновения осложнения.
В связи с изложенным представители заказчика на заседании Комиссии настаивали на том, что установленные заказчиком в техническом задании аукционной документации повышенные требования к периоду выведения лекарственного препарата через почки являются крайне важным параметром с точки зрения безопасности пациента.
Установление заказчиком требований об отсутствии ограничений для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, возможности применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет) объясняется, как пояснили представители заказчика, прежде всего тем, что ГУЗ ЯО Клиническая больница N 8 приобрела компьютерный томограф Aquilion 16 в соответствии с программой "Комплекс мероприятий по профилактике, диагностике и лечению больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями в Российской Федерации", поэтому исследования проводятся только для пациентов, поступивших на реанимационные койки (в учреждении 30 коек) в кардиологию, неотложную кардиологию, неврологию N 3 и общую реанимацию.
Пунктом 23 Приказа N 928 н от 15 ноября 2012 года "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" установлено, что время с момента поступления больного с признаками острых нарушений мозгового кровообращения в отделение до получения дежурным врачом Отделения заключения КТ - исследования и исследования крови составляет не более 40 мин.
Учитывая то обстоятельство, что в лечебное учреждение поступают пациенты в тяжелом и крайне тяжелом состоянии с разнообразными сопутствующими заболеваниями (с нарушением сознания разной степени) и зачастую пациент не может сообщить врачу болен ли он алкоголизмом, аутоиммунными заболеваниями или другими, а также свой возраст, наличие универсального диагностического средства, не имеющего ограничений для отдельных групп пациентов в зависимости от анамнеза, позволяет оказывать своевременно высокотехнологичную медицинскую помощь всем пациентам, вне зависимости от состояния здоровья, возраста, анамнеза пациента.
Возможность использования рентгеноконтрастного средства без ограничений в зависимости от анамнеза пациента, является одним из решающих факторов, влияющих на вопрос выбора препарата с целью оказания качественной и безопасной медицинской помощи населению.
Следовательно, в данном конкретном случае для заказчика существенное значение имело условие о том, что у данного лекарственного средства полностью отсутствуют ограничения для применения для групп пациентов с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, присутствует неограниченная возможность применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет).
Таким образом, оспариваемые заявителем в поданной им жалобе требования технического задания документации обусловлены объективными потребностями заказчика.
В качестве предмета закупки обозначена поставка лекарственных средств, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить лекарственные средства, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
В свою очередь, представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что им при формировании аукционной документации проведено изучение рынка лекарственных средств с МНН "Йопромид", являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод о том, что имеется более одной организации, способной поставить требуемый товар, доказательствами чего являются три коммерческих предложения, послужившие основой для обоснования начальной максимальной цены контракта, податели которых предлагают к поставке соответствующие требованиям заказчика товары.
Факт отсутствия ограничения количества участников закупки находит свое косвенное подтверждение также и в том, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.03.2017 N 0371300003217000016/1 подано три заявки от участников закупки, две из которых допущены до участия в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию технического задания аукционной документации нарушений законодательства о закупках в части ограничения количества участников закупки.
Также необоснованным полагает Комиссия и довод заявителя о том, что рекомендаций для особых групп пациентов (пациентов пожилого возраста (старше 65 лет) не содержит ни одна инструкция лекарственного препарата с МНН "Йопромид" (в том числе, и инструкция препарата "Ультравист" производства Байер Фарма АГ, Германия), в связи с чем ни один из лекарственных препаратов с МНН "Йопромид" не соответствует полностью требованиям аукционной документации, по следующим основаниям.
Из анализа способа изложения требований к необходимому заказчику товару ("Имеет рекомендации для особых групп пациентов: а именно возможность применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет)") следует, что под рекомендациями для особых групп пациентов заказчик понимает исключительно возможность применения у пациентов пожилого возраста (старше 65 лет).
Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, лекарственный препарат с МНН "Йопромид", соответствующий данной характеристике, производит как минимум один производитель - Байер Фарма АГ, Германия ("Ультравист"), инструкция по применению которого содержит указание на данное обстоятельство, и способны поставить неограниченное количество поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика - Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Клинической больницы N8, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку препаратов лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях (Йопромид) (извещение N 0371300003217000016) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Т.В. Крюкова
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 марта 2017 г. N 47Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017