Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 марта 2017 г. N 41Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 9 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ерохина А.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Профит плюс" (далее также - заявитель) - представителя не направили, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы;
от заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" (далее - заказчик) - представители по доверенности Белозерова Е.С., Лазарев М.Н.,
от оператора электронной площадки - АО "ЕЭТП" - представителя не направили, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку химических реактивов (извещение N 0371100006917000002) (далее - электронный аукцион) в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку химических реактивов (извещение N 0371100006917000002).
По мнению заявителя, заказчик при формировании извещения и аукционной документации нарушил положения законодательства о контрактной системе:
- не указав в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
- нарушив срок размещения в Единой информационной системе извещения о проведении аукциона;
- не указав в документации все возможные значения размеров штрафов за неисполнение/ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотренных Постановлением Правительства от 25.11.2013 N 1063;
- установив в техническом задании документации излишние требования к товарам, не являющимся объектом закупки, к результатам работ, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки представить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, действия заказчика - незаконными, аннулировать результаты проведения аукциона.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласны. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку химических реактивов (извещение N 0371100006917000002) вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Проанализировав первый довод подателя жалобы, Комиссия приходит к выводу о его необоснованности в связи со следующими обстоятельствами.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, сформированного заказчиком в единой информационной системе посредством использования аппаратно-программных средств последней, следует, что неотъемлемым приложением данного извещения является аукционная документация, прикрепленная к такому извещению.
Разделом 7 главы 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации установлены следующие требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией;
- отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Исходя из подраздела "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" раздела 4 главы 1 документации предоставления таких документов при проведении настоящей закупки от участников не требуется. Следующий подраздел раздела 4 главы 1 документации указывает на установление заказчиком требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В то же время из положений пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ следует, что заказчик указывает в извещении исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона только при наличии таких требований, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено заказчиком в аукционной документации, являющейся неотъемлемым приложением к извещению о проведении электронного аукциона; исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона не установлен заказчиком в извещении, поскольку при проведении данной закупки заказчик не предъявляет к ее участникам требований, установленных пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Комиссия полагает необоснованным и второй довод заявителя в связи со следующим.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
В данном случае начальная (максимальная) цена контракта составила 3 499 270,00 рублей (раздел 3 главы 1 документации).
Статьей 191 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, после размещения заказчиком в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе должно пройти не менее чем 15 полных дней (при этом сама дата размещения извещения в этот срок не входит, а является лишь отправной точкой для его исчисления).
На заседании Комиссии представители заказчика представили извещение о проведении электронного аукциона, сформированное аппаратно-программными средствами единой информационной системы, а также уведомление от Управления Федерального казначейства по Ярославской области N 98 о соответствии контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от 13.02.2017, из которых следует, что извещение и документация о закупке размещены заказчиком в единой информационной системе 13.02.2017.
Соответственно, с даты размещения данного извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (01.03.2017 в 10 часов 00 минут) прошло полных 15 дней (01.03.2017 - 16 день), в связи с чем в действиях заказчика, разместившего извещение 13.02.2017 и установившего срок окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе - 01.03.2017 в 10 часов 00 минут, не содержится нарушений законодательства о закупках.
Третий довод подателя жалобы Комиссия сочла обоснованным по основаниям, приведенным ниже.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктами 7.4 и 7.6 раздела 7 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта установлено следующее:
- поставщик вправе потребовать от покупателя уплаты штрафа за ненадлежащее исполнение покупателем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.
Размер штрафа, устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", в размере 2 % цены настоящего контракта, что составляет __________________________________.;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим контрактом, покупатель начисляет поставщику штраф.
Размер штрафа, устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", в размере 5 % цены настоящего контракта, что составляет _________________________.
Исходя из части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер штрафов за неисполнение/ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом), подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров штрафов за неисполнение/ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом), следует считать включение в проект контракта:
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо было установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта (3 499 270,00 рублей): в отношении штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 4 Правил; в отношении штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом - значения размеров штрафа, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 5 Правил.
Включение в проект контракта ссылки на Правила, а также указание значения размера штрафа, предусмотренного данными Правилами, лишь для одного порогового значения цены контракта (в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей) вместо установления всех возможных значений размеров штрафа за неисполнение/ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) для каждого порогового значения цены контракта не является в данном случае надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению в проекте государственного контракта (государственном контракте) размеров неустойки.
Таким образом, заказчик, не указав в проекте государственного контракта на поставку химических реактивов все возможные значения размеров штрафов за неисполнение/ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом) для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта, и порядок их определения, допустил нарушения частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Рассмотрев четвертый довод жалобы заявителя относительно неправомерного установления заказчиком в техническом задании документации излишних требований к товарам, не являющимся объектом закупки, к результатам работ, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки представить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, Комиссия не находит оснований для признания его обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, в том числе требования и к фасовке данного товара. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
Аукцион на поставку химических реактивов проводился заказчиком для проведения научно-исследовательских работ в рамках исполнения договора N 160301 на выполнение НИОКТР от 01.03.2016. Предметом данного договора являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, оплачиваемые заказчиком из собственных средств. Именно для исследований в рамках выполнения данного договора заказчиком и закупаются химические реактивы с четко определенными характеристиками. Как пояснили представители заказчика, в данном случае заказчик не мог сформулировать требования документации в части компонентов товара и иных его показателей обобщенным образом, поскольку в таком случае не была бы достигнута цель закупки - не был закуплен товар с необходимыми заказчику характеристиками.
В данном случае заказчиком закупался товар, непосредственно являющийся объектом закупки, требования к его характеристикам установлены заказчиком в соответствии с его потребностями.
Кроме того, следует отметить, что законодательство о закупках не содержит запрета на установление требований к компонентам товара и иным показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, в случае, если это обусловлено потребностью заказчика и эту потребность последний может надлежащим образом обосновать.
В соответствии с аукционной документацией в качестве предмета закупки обозначена поставка химических реактивов. В связи с этим, участником закупки могло выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющим потребностям заказчика.
В данном случае имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку.
Кроме того, в аукционной документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке реактивов.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
В свою очередь, представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что им при формировании аукционной документации проведено изучение рынка химических реактивов, из чего сделан вывод о том, что имеется более одной организации, способной поставить требуемый товар, доказательствами чего являются три коммерческих предложения, которые легли в основу обоснования начальной максимальной цены контракта.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках, выразившихся в установлении последним в аукционной документации требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
В ходе внеплановой проверки настоящей закупки в действиях заказчика выявлены нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении электронного аукциона должно содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В извещении, сформированном аппаратно-программными средствами единой информационной системы, указано, что условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, не установлены.
Однако в разделе 4 главы 1 аукционной документации (являющейся приложением к извещению) заказчиком установлены запреты на допуск, товаров, работ, услуг, а также ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик указал в извещении информацию о наличии/отсутствии условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, противоречивым, неоднозначным образом, что является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Разделом 6 главы 1 документации установлена необходимость предоставления при проведении настоящей закупки обеспечения исполнения контракта. При этом обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В случае представления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Аналогичное требование содержится и в пункте 8.1 проекта контракта, являющегося согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ неотъемлемой частью аукционной документации.
Пункт 12.1 проекта контракта содержит условие о том, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в части поставки товара до полной поставки товара покупателю, а в части расчетов до полного их завершения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исходя из статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 4.2 раздела 4 проекта контракта поставка товара осуществляется поставщиком не позднее 75 календарных дней с момента заключения настоящего контракта.
В пунктах 4.3.1, 4.3.2, 4.4 раздела 4 проекта контракта установлено следующее.
Прием товара по наименованию, качеству и количеству производится покупателем путем его визуального осмотра по месту поставки, указанному в пункте 4.1. настоящего контракта, и иными необходимыми способами, в течение 2 (двух) календарных дней с момента поставки товара, с обязательным присутствием поставщика либо его надлежаще уполномоченного представителя и подписанием акта приема-передачи товара.
В случае невыполнения поставщиком условия о передаче документов, указанных в настоящем пункте настоящего контракта, покупатель вправе отказаться от приема товара.
Обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты (дня) подписания сторонами акта приема-передачи товара.
Следовательно, не позднее 75 календарных дней с момента заключения контракта поставщик должен исполнить взятые на себя обязательства по контракту (поставить товар), заказчик в течение 2 календарных дней с момента поставки товара должен осуществить приемку поставленного товара и составить соответствующий акт, при этом покупатель (заказчик) вправе отказаться от приема товара.
Иными словами, исходя из положений данного проекта договора, поставка и приемка товара может быть осуществлена в случае отсутствия у заказчика претензий к поставляемому товару в любой день после заключения контракта (не позднее 77 календарных дней с момента заключения контракта), при наличии - позднее.
Пунктом 2.6 раздела 2 проекта контракта определено, что оплата товара по настоящему контракту производится в следующем порядке:
- покупатель перечисляет на расчетный счет поставщика, указанный в контракте, стоимость товара в течение 10 (десяти) банковских дней после удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями контракта, а именно даты (дня) подписания сторонами акта приема-передачи товара.
Следовательно, заказчиком товар может быть оплачен в случае отсутствия у заказчика претензий к поставляемому товару в любой день после заключения контракта (не позднее 87 календарных дней с момента заключения контракта), при наличии таковых - еще позднее.
Соответственно, взаимные обязательства сторон по контракту могут быть исполнены в случае отсутствия у заказчика претензий к поставляемому товару в любой день после заключения контракта (не позднее 87 календарных дней с момента заключения контракта), при наличии - еще позднее.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Исходя из статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения контракта, путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта).
Из анализа положений аукционной документации следует, что заказчик устанавливает срок действия банковской гарантии, предоставляемой в обеспечение исполнения контракта, в зависимости от истечения срока действия договора, при этом окончание срока действия договора определяется событиями - полная поставка товара покупателю и завершения расчетов между сторонами, которые, во-первых, могут и не наступить, а, во-вторых, могут наступить значительно позже установленного договором срока поставки и оплаты.
Соответственно, потенциальному участнику закупки, имеющему намерение принять участие в данном аукционе, при изучении аукционной документацией, в том числе, проекта контракта, не представляется возможным однозначно, четко установить срок действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта (в свою очередь поставленного в зависимость от событий, которые могут не произойти или произойти значительно позже установленного контрактом срока поставки и оплаты) не менее чем на 1 месяц.
Таким образом, заказчиком требования к обеспечению исполнения контракта (в частности, требования к сроку действия такого обеспечения, предоставляемого в виде банковской гарантии) установлены не в соответствии с требованиями законодательства (статьи 190 Гражданского кодекса РФ), что, соответственно, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку химических реактивов (извещение N 0371100006917000002) обоснованной в части нарушения заказчиком частей 5,8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", нарушившим части 5,8 статьи 34, пункт 7 части 5 статьи 63, пункт 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 марта 2017 г. N 41Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017