Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 марта 2017 г. N 48Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерохина А.А.,
с участием:
от заявителя - Индивидуального предпринимателя Мижучковой Н.В. (далее также - заявитель) - представителей по доверенности Сорокина И.Э. (до перерыва), Коновалова А.С. (после перерыва),
от заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области - представителей по доверенности Толкуновой Н.В., Воскресенской Е.Н.;
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Мижучковой Н.В. на действия аукционной комиссии заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на поставку масел и технических жидкостей для автотранспортных средств (извещение N 0171100000717000007) (далее - аукцион, аукционная комиссия) в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на поставку масел и технических жидкостей для автотранспортных средств (извещение N 0171100000717000007).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в аукционе в электронной форме по следующему основанию:
"не указано количество поставляемого товара, что не соответствует условиям заявленной документации".
Заявитель считает, что его заявка была подготовлена в строгом соответствии с требованиями аукционной документации, в связи с чем решение аукционной комиссии об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе в электронной форме полагает неправомерным.
Заявитель просит приостановить проведение закупки, отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки, обязать заказчика повторно осуществить процедуру рассмотрения первых частей заявок с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы.
Представители заказчика представили письменные пояснения, в которых указали, что аукционной комиссией заказчика законно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании имеющихся в распоряжении комиссии документов и сведений, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку масел и технических жидкостей для автотранспортных средств (извещение N 0171100000717000007) вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
В соответствии с пунктом 26 Информационной карты аукциона документации установлено, что
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Пунктом 26.3 Информационной карты аукциона документации установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе:
"Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок.
Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки.
Участник электронного аукциона заполняет заявку участие в электронном аукционе в соответствии с порядком (регламентом) и требованиями, установленными оператором электронной торговой площадки.
Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником закупки оператору электронной торговой площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Заявка на участие в электронном аукционе, а также все запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе должны быть написаны на русском языке.
Первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 26.1. настоящего раздела аукционной документации.
Участником закупки указываются значения показателей, соответствующие значениям, установленным в Часть 2 "Техническое часть". Конкретные показатели, характеристики услуг товара (установочный диск), используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала), используемого при выполнении работ по предмету аукциона. Первая часть заявки должна содержать указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При указании на товарный знак (его словесное обозначение) использование терминов "или эквивалент", "эквивалент" не допускается. Значения показателей должны быть конкретными, не сопровождаться словами "не более", "не менее", "не хуже", "или" и др. (за исключением случаев, когда производитель товара по данному показателю не использует конкретное значение)".
Часть 2 "Техническое задание аукционной документации" включает в себя таблицу 1, содержащую наименование товара, требующегося к поставке (по ряду позиций заказчиком указан товарный знак подлежащего к поставке товара); технические, функциональные характеристики товара; наименования показателей (которые участники должны указать в первой части заявки) и значения таких показателей с указанием диапазона таких значений (минимальных и максимальных значений), в рамках которого участники закупки должны были указать в заявке конкретные показатели. Также техническое задание документации содержит таблицу с указанием единиц измерения, количества и средней цены за услугу с учетом НДС. Данная таблица не содержит диапазона значений показателей (минимальные и максимальные значения), в рамках которого участники закупки должны были указать в заявке конкретные показатели.
Соответственно, исходя из требований законодательства о закупках (пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) и аукционной документации участники закупки должны указать конкретные показатели, соответствующие значениям (значениям эквивалентности), установленным документацией о таком аукционе, предлагаемых ими товаров, в отношении которых в аукционной документации не содержалось указаний на товарные знаки данных товаров (либо в отношении которых в аукционной документации содержались указания на товарные знаки, однако участники намерены предложить по данным позициям технического задания эквивалент). Причем в данных случаях конкретные значения представляются участниками лишь в отношении тех указанных в техническом задании документации показателей, которые содержат диапазоны таких значений (минимальных и максимальных значений), в рамках которого участники закупки должны указать в заявке конкретные показатели. В противном случае (если в документации заказчик уже указал не подлежащее изменению участником значение показателя, которое ему необходимо) теряется смысл указания участниками конкретных значений таких показателей (участник должен будет просто переписать все техническое задание в своей заявке).
Кроме того, в данном случае из содержания технического задания документации следует, что значения, в рамках которых участник должен указать конкретные показатели, указаны заказчиком исключительно в таблице N 1 (данная таблица содержит столбцы "наименование показателя", "значения показателя"). Таблица с указанием единиц измерения, количества и средней цены за услугу с учетом НДС, напротив, не содержит значений, в рамках которых участник должен указать конкретные показатели (диапазона таких значений (минимальных и максимальных значений).
На заседании Комиссии установлено, что участники закупки, подавшие заявки N 1 и N 10 (ИП Мижучкова Н.В.) указали в своих заявках конкретные значения только показателей, содержащихся в таблице 1 технического задания (не указали количество поставляемого товара). Вместе с тем оба участника представили в своих заявках согласие поставить товар на условиях, предусмотренных аукционной документацией (что означает, что участники фактически продекларировали соответствие поставляемого им товара остальным требованиям технического задания (в том числе и требованию о количестве товара).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Исходя из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "поставка масел и технических жидкостей для автотранспортных средств" (N извещения 0171100000717000007 N 1) от 02.03.2017 аукционная комиссия заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки N 1 и N 10 (ИП Мижучкова Н.В.) по следующему единственному основанию: "не указано количество поставляемого товара, что не соответствует условиям заявленной документации".
Таким образом, в данном случае в действиях аукционной комиссии заказчика, отказавшей в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки N 1 и N 10 (ИП Мижучкова Н.В.) по указанному выше основанию, имеется нарушение пункта 1 части 4 статьи 67, части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В ходе внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения части 5 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, пункта 2 статьи 42, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Исходя из положений части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Пунктом 9.2 раздела 9 проекта контракта установлено, что в случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения государственный заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Таким образом, заказчик, указав в проекте контракта размер пени, которые поставщик вправе потребовать в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не в соответствии с положениями законодательства о закупках, допустил нарушение части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В пункте 32 части 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 10218 руб. 00 коп.
Обеспечение исполнения контракта осуществляется посредством предоставления банковской гарантии, выданной банком и соответствующей условиям ст. 45 Закона, постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичное условие содержится и в пункте 10.3 проекта контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
При этом в пункте 13.1 раздела 13 проекта контракта заказчиком установлено, что настоящий контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами свои обязательств по настоящему контракту.
Из анализа данных положений аукционной документации следует, что заказчик ставит истечение срока действия банковской гарантии в зависимость от истечения срока действия контракта, при этом окончание срока действия контракта не определено заказчиком.
Соответственно, потенциальному участнику закупки, имеющему намерение принять участие в данном аукционе, при изучении аукционной документацией, в том числе, проекта контракта, не представляется возможным однозначно, четко установить срок действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не установлены надлежащим образом требования к обеспечению исполнения контракта (в частности, к сроку действия такого обеспечения, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии).
Частью 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены следующие единые требования к участникам закупок:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Исходя из содержания пункта 21 части 1 аукционной документации заказчиком установлены следующие единые требования к участникам закупок:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки:
не установлено;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
7) участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, заказчик, установив в аукционной документации единые требования к участникам закупок не в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (в частности, не установив требования к участникам, предусмотренные пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), допустил нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Исходя из содержания пункта 21 части 1 аукционной документации заказчиком не установлено предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ требование к участникам закупок о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
Однако, в подпункте 2 пункта 26.2 части 1 аукционной документации заказчик требует от участников закупки предоставления в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов:
"treb_fin_res..treb_prav_sob..treb_opit..treb_kol_spec..treb_dop..",
что, соответственно, является нарушением части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013г.N 44-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона, сформированного заказчиком в единой информационной системе посредством использования аппаратно-программных средств последней, следует, что неотъемлемым приложением данного извещения является аукционная документация, прикрепленная к такому извещению.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном заказчиком в единой информационной системе посредством использования аппаратно-программных средств последней, в качестве объекта закупки указаны следующие товары: Масло моторное 10W 40 ULTRA Mobil n/c 1 л, Масло моторное Лукойл-Супер 10W40п/с (1л.); Масло гидравлическое LUXE Марки P ( 1л); Масло трансмиссионное ТНК Транс гипоид SAE80W90GL5 (1л); тосол Дзержинский ОЖ 40 ( 1л); Антифриз Феликс А40С G-12 (красный) (1л); Тормозная жидкость ДОТ-4 ( 455гр); Смазка Литол-24(0,85 кг); Жидкость стеклоомывающая--15 (5л).
В техническом задании аукционной документации, являющейся приложением к указанному выше извещению, в качестве объекта закупки указаны следующие товары: Тосол ОЖ-40; Автомобильное моторное масло на полусинтетической основе 10W40 ULTRA Mobil; Автомобильное моторное масло на полусинтетической основе Лукойл - Супер 10W40 или эквивалент; Антифриз ТС-40 G - 12; Тормозная жидкость ДОТ - 4; Масло гидравлическое LUXE Марки Р или эквивалент; Масло трансмиссионное ТНК Транс гипоид SAE 80W90 GL5 или эквивалент; Стеклоомывающая жидкость - 150С; Смазка Литол - 24.
Таким образом, из анализа описаний объекта закупки, изложенных в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном заказчиком в единой информационной системе посредством использования аппаратно-программных средств последней, и техническом задании аукционной документации, являющейся приложением к указанному выше извещению, следует, что заказчиком данное описание указано в извещении необъективным, противоречивым, не допускающим возможности однозначного толкования участниками закупки условий такой закупки образом. Тем самым заказчиком допущено нарушение пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Мижучковой Н.В. на действия аукционной комиссии заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на поставку масел и технических жидкостей для автотранспортных средств (извещение N 0171100000717000007) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, нарушившим пункт 1 части 4, часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г.
3. Признать заказчика - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, нарушившим часть 5 статьи 34, пункт 8 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункт 2 статьи 42, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику - Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 марта 2017 г. N 48Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017