Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 марта 2017 г. N 2425/05-02
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н.,
с участием:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие" (далее - заказчик), представители по доверенности Даниляк В.В., Капустина С.М.
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган), представитель по доверенности Цыганова Н.Ю.,
от заявителя - ИП Садовник И.Р. (далее также - заявитель) - Садовник И.Р.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом
рассмотрев жалобу ИП Садовник И.Р. на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917000170) (далее - электронный аукцион, заказчик, уполномоченный орган) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Садовник И.Р. на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917000170).
В жалобе заявитель указывает на следующие несоответствия аукционной документации на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917000170) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации (пункт 1 раздел 2 "Описание объекта закупки" и пункт 4.1 проекта государственного контракта) неправомерно установлено ограничивающее количество участников закупки требование о том, что товар, являющийся предметом оспариваемой закупки, должен быть произведенным не ранее 2016 года;
- заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме установлено требование о том, что "поставщик обязан обеспечить возможность замены компонентов эндопротезов по заявке заказчика на аналогичные, но другого типоразмера при сохранении целостности упаковки", по мнению заявителя, данное требование сформулировано абстрактно;
- заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в аукционной документации (раздел 2 "Описание объекта закупки" и раздел 3 проекта государственного контракта) не указано основание для передачи монтажных инструментов (на возмездной или безвозмездной основе), а также не определен перечень таких монтажных инструментов, состояние их качества;
- заказчиком и уполномоченным органом требуется к поставке эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации (позиция 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме), в том числе с характеристиками: наружный диаметр чашки в диапазоне от 46 мм до 74 мм с шагом в 2 мм (15 типоразмеров) при внутреннем диаметре чашки эндопротеза и внутренним диаметром 36 мм, однако, по мнению заявителя, не существует "вкладышей в чашку 46 мм под головку 36 мм";
- заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации при описании эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации (позиция 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" закупочной документации), в частности при определении требований к безопасности товара используется неопределенная и необъективная формулировка "гипоаллергенные, немагнитные, биологически инертные материалы, пригодные для длительного пребывания в организме человека";
- заказчиком и уполномоченным органом необоснованно в описание объекта закупки документации об аукционе в электронной форме включено требование о том, что показателю "материал вкладыша одномыщелкового эндопротеза коленного сустава" должно соответствовать значение "свервысокомолекулярный полиэтилен с поперечными связями, полученными в ходе стерилизации гамма-облучением в аргоне" (позиция 2 "Одномыщелковый эндопротез коленного сустава" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме), поскольку, по мнению заявителя, данное требование не установлено в ГОСТ Р ИСО 15223-2002 "Медицинские изделия. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации" и в документации об аукционе в электронной форме отсутствует обоснование указанных в последней требований;
- заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации описание объекта закупки, в частности все описания, касающиеся геометрии сустава (например, наличие единого тангенциального радиуса в сагиттальной плоскости и т.д.) не соответствуют требованиям ГОСТ ИСО 7207-1-2005 "Имплантаты для хирургии бедренный и большеберцовый компоненты частичных и тотальных эндопротезов коленного сустава" и ГОСТ Р ИСО 21563-2013 "Имплантаты хирургические неактивные, имплантаты для замены суставов, специальные требования к имплантатам для протезирования коленного сустава".
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика устранить указанные нарушения.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 22.02.2017 г. размещено извещение N 0171200001917000170 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов вместе с аукционной документацией.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации (пункт 1 раздел 2 "Описание объекта закупки" и пункт 4.1 проекта государственного контракта) неправомерно установлено ограничивающее количество участников закупки требование о том, что товар, являющийся предметом оспариваемой закупки, должен быть произведенным не ранее 2016 года, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к необходимым товарам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики и требования к поставляемым товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
При этом, законодательством о закупках не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к описанию объекта закупки, являющихся значимыми для заказчика, в том числе требований к сроку производства товаров, являющихся предметом закупки; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении таких требований к объекту закупки.
В пункте 1 раздела 2 "Описание закупки" документации об аукционе в электронной форме и пункте 4.1 раздела 4 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к качеству поставляемого товара, в частности о том, что товар должен быть новым (не бывшим в употреблении), произведенным не ранее 2016 года, соответствовать стандартам на данный вид товара.
На заседании Комиссии представители заказчика отметили, что при формировании аукционной документации заказчиком были сделаны запросы на предоставление коммерческих предложений, так, потенциальными поставщиками было представлено три коммерческих предложения на поставку эндопротезов:
- коммерческое предложение от 12.12.2016 исх. N 208 - ООО "Медикал АП";
- коммерческое предложение от 09.12.2016 исх. N 141- ООО "Медтриумф";
- коммерческое предложение от 12.12.2016 исх. N 112 - ООО "Ортоимплант-Н".
Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию (в частности требование к сроку производства товара), создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию технического задания аукционной документации нарушений законодательства о закупках, выразившихся в ограничении требованиями технического задания аукционной документации количества участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы не нашел подтверждения довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме установлено требование о том, что "поставщик обязан обеспечить возможность замены компонентов эндопротезов по заявке заказчика на аналогичные, но другого типоразмера при сохранении целостности упаковки", по мнению заявителя, данное требование сформулировано абстрактно, в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие".
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что указанное выше требование обусловлено лечебным процессом учреждения, поскольку при проведении закупочной процедуры заказчику не известно какому конкретно пациенту будет произведена операция по эндопротезированию, соответственно, не известны и физические показатели пациента для определения типа размера эндопротеза. В практике лечебного учреждения имели место случаи, при которых лицо, получившее квоту на эндопротезирование, может в любой момент отказаться от подобной операции, в связи с чем необходимость в определенном эндопротезе отпадает.
Таким образом, установленное в аукционной документации требование относительно возможности замены компонентов эндопротезов по заявке заказчика на аналогичные, но другого типа размера позволяет обеспечить качественное и своевременное оказание высокотехнологичной медицинской помощи нуждающимся в данном виде услуги лицам и является в данном случае потребностью заказчика.
Кроме того Комиссией при рассмотрении данного довода учитывались положения пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом неправомерно в аукционной документации (раздел 2 "Описание объекта закупки" и раздел 3 проекта государственного контракта) не указано основание для передачи монтажных инструментов (на возмездной или безвозмездной основе), а также не определен перечень таких монтажных инструментов, состояние их качества, Комиссия также считает необоснованным в связи со следующим.
В пунктах 7 и 8 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что вместе с товаром по позициям N1, N2, N4, N6, N7 Поставщик во временное пользование на срок действия контракта передает Заказчику не менее одного набора монтажных инструментов для имплантации эндопротезов.
Вместе с товаром по позициям N3, N5 Поставщик во временное пользование на срок действия контракта передает Заказчику не менее 2-х наборов монтажных инструментов для имплантации эндопротезов.
Аналогичные требования закреплены заказчиком и в пунктах 3.10 и 3.11 раздела 3 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Представители заказчика и уполномоченного органа отметили, что в настоящее время отсутствуют технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные документы, которыми были бы предусмотрены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся перечня набора монтажных инструментов. При этом каждый производитель самостоятельно определяет перечень набора инструментов и их наименования.
Поэтому во избежание использования терминологии определенных производителей, что повлекло бы нарушение принципов конкуренции, заказчик не привел конкретные наименования монтажных инструментов.
Относительно оснований для передачи монтажных инструментов (на возмездной или безвозмездной основе) представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что поскольку в приложении N1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" не выделено отдельной позиции относительно платы за предоставление в пользование монтажных инструментов, у участника закупки нет никаких оснований полагать о возмездности такой передачи.
Относительно соответствия качества таких инструментов, требуемого заказчику, представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что из пунктов 7 и 8 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме следует, что монтажные инструменты должны быть пригодны для имплантации эндопротезов (то есть позволять успешно осуществлять данные действия).
Оснований не доверять пояснениям представителей заказчика и уполномоченного органа у Комиссии не имеется. Кроме того заявителем в свою очередь не представлено доказательств обратного: в тексте жалобы, поданной в Ярославское УФАС России ИП Садовником И.Р, отсутствуют ссылки на положения ГОСТа или иного технического регламента, иного документа, которыми бы были поименован конкретный список монтажных инструментов для каждого вида эндопротезов, являющихся предметом оспариваемой закупки.
Кроме того в случае неясности положений аукционной документации участник закупки мог воспользоваться специальной процедурой - направить в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ запрос на разъяснение положений аукционной документации, чего в данном случае участником закупки сделано не было.
Несостоятельным является и довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом требуется к поставке эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации (позиция 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме), в том числе с характеристиками: наружный диаметр чашки в диапазоне от 46 мм до 74 мм с шагом в 2 мм (15 типоразмеров) при внутреннем диаметре чашки эндопротеза и внутренним диаметром 36 мм, однако, не существует "вкладышей в чашку 46 мм под головку 36 мм".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 4 раздела 1 "Информационная кара аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом определены функциональные, технические и качественные характеристики - эндопротезов.
По позиции 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены характеристики для эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации, в частности:
13 |
Размерный ряд чашки эндопротеза |
Наружный диаметр чашки в диапазоне от 46 мм до 74 мм с шагом в 2 мм (15 типоразмеров) |
15 |
Форма вкладыша эндопротеза |
Неусеченная полусфера с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру чашки эндопротеза и внутренним диаметром 36 мм. Обязательное наличие антиротационных выступов по внешней окружности вкладыша, соответствующих аналогичным выемкам чашки. |
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации с вышеприведенными характеристиками производит компания "Страйкер Остеоникс С.А." (Швейцария). В подтверждение представлено направленное заказчиком в адрес Московского представительства компании "Страйкер Остеоникс С.А." запрос от 09 марта 2017 года, следующего содержания:
"В связи с поданной жалобой на действия Заказчика при описании объекта закупки в документации на электронный аукцион, просим пояснить существует ли эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации с характеристиками, указанными в документации на поставку эндопротезов (N извещения в ЕИС 0171200001917000170). Заявитель жалобы указывает:
" П.13 описания 1. Эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации предусматривает размерный ряд чашки от 46 до 74 мм с шагом 2 мм. П. 15 определяет внутренний диаметр вкладыша в чашку в размере 36 мм и соответственно п.16 Головка эндопротеза определяет размер головки как 36 мм. Заказчик специально ввел данное требование, так как вкладышей в чашку 46 мм под головку 36 мм не существует. Данное требование введено для манипуляций при приемке товара. Обычно вкладыши под данный размер головки начинаются с диаметра 52 мм".
В ответ на указанный запрос Московское представительство компании "Страйкер Остеоникс С.А." указало, что "_ изучив документацию об электронном аукционе на поставку эндопротезов, размещенную в единой информационной системе, N закупки 0171200001917000170, сообщаем, что чашка Trident" соответствует требованиям Вашей документации. имеется возможность установки головки из CoCrMo сплава диатером 36 мм в чашку диаметром 46 мм с вкладышем свервысогомалекулярного полиэтилена с поперечными связями. Это особенно важно для пациентов с дисплазией тазобедренного сустава" (письмо от 09.03.2017).
Оснований не доверять пояснениям, представленным заказчиком о том, что компания "Страйкер Остеоникс С.А." является производителем товара, указанного по позиции 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме и письму Московского представительства компании "Страйкер Остеоникс С.А.", подтверждающему данное обстоятельство, у Комиссии Ярославского УФАС России не имеется.
Заявитель в свою очередь не представил необходимых и достаточных доказательств обратного.
Кроме того, Комиссией учитывается также и то обстоятельство, что заказчиком при формировании аукционной документации проведено изучение рынка и выявлено, что осуществить поставку товара, соответствующего требованиям аукционной документации (эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации с определенными заказчиком в аукционной документации функциональными, техническими и качественными характеристиками (показателями и их значениями) может несколько хозяйствующих субъектов: ООО "Медикал АП" (коммерческое предложение от 12.12.2016 исх. N 208), ООО "Медтриумф" (коммерческое предложение от 09.12.2016 исх. N 141), ООО "Ортоимплант-Н" (коммерческое предложение от 12.12.2016 исх. N 112).
При рассмотрении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации при описании эндопротеза тазобедренного сустава бесцементной фиксации (позиция 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" закупочной документации), в частности при определении требований к безопасности товара используется неопределенная и необъективная формулировка "гипоаллергенные, немагнитные, биологически инертные материалы, пригодные для длительного пребывания в организме человека", Комиссия установила следующее.
Для позиции 1 "Эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом определены требования к безопасности товара, в частности о том, что поставляемый товар должен быть гипоаллергенный, немагнитный, из биологически инертного материала, пригодного для длительного пребывания в организме человека (пункт 18).
На заседании Комиссии представитель заказчика отметил, что установление указанных требований продиктовано соблюдением основных принципов охраны здоровья, установленных Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В пункте 3.6 раздела 3 являющегося неотъемлемой частью аукционной документации проекта государственного контракта установлено, что вместе с товаром Поставщик передает Заказчику в числе прочего копию декларации о соответствии на поставляемую серию товара, заверенную надлежащим образом.
Соответственно, соблюдение требований к безопасности товара (гипоаллергенные, немагнитные, биологически инертные материалы, пригодные для длительного пребывания в организме человека) подтверждается предоставлением копии декларации о соответствии на поставляемую серию товара.
Из содержания жалобы следует, что заявителем также подтверждается, что требования к безопасности товаров указано в декларации о соответствии на поставляемую серию товара.
В данной декларации участники закупки указывают о соответствии поставляемого им товара требованиям ГОСТов ISO 10993-10-2011, 10993-1-2011 из содержания которых и проистекают указанные заказчиком и уполномоченным органом требования пункта 18 позиции 1 "Эндопротез тазобедренного сустава бесцементной фиксации" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме о гипоаллергенности поставляемого товара, происхождения его из биологически инертных материалов, материалов, пригодных для длительного пребывания в организме человека. В свою очередь требования о том, что поставляемый товар должен быть произведен из немагнитных материалов вытекает из следующего. В документации заказчиком установлен материал ножки и чашки эндопротеза тазобедренного сустава: сплав титана, алюминия и ванадия Ti6AL4V. Сплав титана - это немагнитный материал. Таким образом, любой поставщик, предложивший к поставке эндопротез из требуемого в документации материала, соблюдает требование к безопасности материала в части его немагнитности.
При этом заявителем в жалобе не представлено доказательств нарушения заказчиком и уполномоченным органом законодательства о контрактной системе при установлении требований к безопасности товаров, в том числе обоснования того, что описание объекта закупки по позиции 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме, в частности, что используемая заказчиком и уполномоченным органом формулировка "гипоаллергенные, немагнитные, биологически инертные материалы, пригодные для длительного пребывания в организме человека" является неопределенной и необъективной.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом необоснованно в описание объекта закупки документации об аукционе в электронной форме включено требование о том, что показателю "материал вкладыша одномыщелкового эндопротеза коленного сустава" должно соответствовать значение "свервысокомолекулярный полиэтилен с поперечными связями, полученными в ходе стерилизации гамма-облучением в аргоне" (позиция 2 "Одномыщелковый эндопротез коленного сустава" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме), поскольку, по мнению заявителя, данное требование не установлено в ГОСТ Р ИСО 15223-2002 "Медицинские изделия. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации" и в документации об аукционе в электронной форме отсутствует обоснование указанных в последней требований, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Комиссия обратившись к ГОСТ Р ИСО 15223-2002 "Медицинские изделия. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации" (далее - ГОСТ Р ИСО 15223-2002), на который ссылается в жалобе заявитель, установила, что данный ГОСТ утратил силу с 1 октября 2011 года.
Указанный стандарт устанавливал символы, применяемые изготовителем медицинских изделий для сообщения потребителю информации, необходимой для надлежащего, безопасного и эффективного применения медицинских изделий.
В настоящее время действует ГОСТ Р ИСО 15223-1-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Символы, применяемые при маркировании на медицинских изделиях, этикетках и в сопроводительной документации. Часть 1. Основные требования" (далее - ГОСТ Р ИСО 15223-1-2014).
Настоящий стандарт определяет требования к символам, применяемым при маркировке медицинских изделий для передачи информации, необходимой для безопасного и правильного использования медицинских изделий. В настоящий стандарт также включены дополнительные символы, которые удовлетворяют требованиям настоящего стандарта.
Иными словами ни положениями ГОСТ Р ИСО 15223-2002 (недействующего в настоящее время и на который ссылается в жалобе заявитель в качестве обоснования данного довода жалобы), ни ГОСТ Р ИСО 15223-1-2014 (действующего в настоящее время) не определяются требования к материалу вкладыша чашки эндопротеза, а конкретизируются только виды символов, используемых для оценки безопасного и надлежащего применения медицинских изделий.
Соответственно, вывод заявителя о необходимости включения в аукционную документацию обоснования требований к материалу вкладыша одномыщелкового эндопротеза коленного сустава несостоятелен.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации описание объекта закупки, в частности все описания, касающиеся геометрии сустава (например, наличие единого тангенциального радиуса в сагиттальной плоскости и т.д.) не соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 7207-1-2005 "Имплантаты для хирургии бедренный и большеберцовый компоненты частичных и тотальных эндопротезов коленного сустава" и ГОСТ Р ИСО 21563-2013 "Имплантаты хирургические неактивные, имплантаты для замены суставов, специальные требования к имплантатам для протезирования коленного сустава", Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определен перечень требуемых к поставке эндопротезов, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики таких товаров.
Например, заказчику необходимо поставить эндопротез коленного сустава с сохранением задней крестообразной связки в количестве компонентов (позиция 3 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме), для которого показателю "Геометрия бедренных компонентов эндопротезов с сохранением задней крестообразной связки" должно соответствовать значение "Бедренные компоненты протеза двух вариантов - правый и левый, характеризуются наличием удлиненного переднего фланца с анатомической (дугообразной) выемкой под надколенник и единого тангенциального радиуса в сагиттальной плоскости. Задние мыщелки скошены с целью увеличения активного сгибания и ротации. На внутренней поверхности имеются два металлических цилиндрических выступа со скругленным концом для обеспечения ротационной стабильности".
При этом из содержания ГОСТ Р ИСО 7207-1-2005 "Имплантаты для хирургии бедренный и большеберцовый компоненты частичных и тотальных эндопротезов коленного сустава" (далее - ГОСТ Р ИСО 7207-1-2005) следует, что данный стандарт устанавливает классификацию, определения и обозначения размеров бедренного и большеберцового компонентов эндопротезов коленного сустава, в котором замещены одна или обе суставные поверхности, по крайней мере, одного колена.
Следовательно, положения ГОСТ Р ИСО 7207-1-2005 не определяют, как на то ссылается в жалобе заявитель, требования к геометрии сустава, которым бы могли противоречить требования аукционной документации. Доказательств обратного в рамках заседания Комиссии представитель заявителя не представил.
Комиссией установлено, что ГОСТа Р ИСО 21563-2013 "Имплантаты хирургические неактивные, имплантаты для замены суставов, специальные требования к имплантатам для протезирования коленного сустава" (далее - ГОСТ Р ИСО 21563-2013) не существует, соответственно, вывод заявителя о несоответствии положений аукционной документации требованиям несуществующего ГОСТа несостоятелен.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ИП Садовник И.Р. на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку эндопротезов (извещение N 0171200001917000170) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 марта 2017 г. N 2425/05-02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017