Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 марта 2017 г. N 128
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>;
при участии представителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - <_>., Заявитель) - <_>; представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) - <_>;
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", в том числе патологоанатомических (биологических) отходов, извещение N 0334200002517000002 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 февраля 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что требования Заказчика об обязательном обезвреживании органических и неорганических медицинских отходов класса "Б" на специализированном оборудовании противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям к обращению с медицинскими отходами.
Кроме того, по мнению Заявителя, требования о предоставлении исполнителем заключения государственной экологической экспертизы на объект и оборудование по обезвреживанию либо утилизации медицинских отходов, а также о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на санитарно-защитную зону являются незаконными.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 27 февраля 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.rts-tender.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334200002517000002, а также Документация об электронном аукционе на право заключения контракта "Оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", в том числе патологоанатомических (биологических) отходов" (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 482 406 руб. 22 коп.
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки содержатся в Части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" Документации об электронном аукционе.
Так, объектом закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", в том числе патологоанатомических (биологических) отходов.
Согласно указанной части Документации об электронном аукционе, под медицинскими отходами класса "Б" понимаются следующие эпидемиологические опасные отходы:
- инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями;
- патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее);
- пищевые отходы из инфекционных отделений;
- отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.
Пунктом 3.2.1 Части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" Документации об электронном аукционе предъявляются, помимо прочего, следующие требования к качеству оказываемых услуг:
- обезвреживание медицинских отходов должно производиться на специализированном оборудовании, предназначенном для обезвреживания или уничтожения медицинских отходов класса "Б" в соответствии с СанПиНом 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Исполнитель должен предоставить паспорт на оборудование и сертификат или декларацию соответствия;
- исполнитель должен предоставить документацию (заключение), подтверждающую прохождение государственной экологической экспертизы на объект и оборудование по обезвреживанию или уничтожению медицинских отходов класса опасности "Б", в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- исполнитель должен предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение от Роспотребнадзора на санитарно-защитную зону.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Федеральным законом N 44-ФЗ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 2 статьи 2 указанного закона установлено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" урегулировано, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 декабря 2010 года N 163 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Из пункта 1.2 указанного СанПиН 2.1.7.2790-10 следует, что им устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 урегулировано, что система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы: сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность; перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы; обеззараживание/обезвреживание; транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; захоронение или уничтожение медицинских отходов.
Согласно пункту 4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса "Б" подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов "Б" зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация).
Пункты 5.4, 5.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 определяют методы обеззараживания медицинских отходов классов "Б" и "В".
Так, физический метод обеззараживания отходов классов "Б" и "В", включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов. Химический метод обеззараживания отходов классов "Б" и "В", включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования.
Согласно пункту 5.12 указанного СанПиН захоронение обезвреженных отходов класса "Б" и "В" на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.18 указанного СанПиН патологоанатомические и органические операционные отходы класса "Б" (органы, ткани и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах в специальных могилах на специально отведенном участке кладбища в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обеззараживание таких отходов не требуется.
Таким образом, из норм СанПиН 2.1.7.2790-10 не следует, что патологоанатомические и органические операционные отходы класса "Б" подлежат обязательному обезвреживанию с использованием специализированного оборудования, предназначенного для обезвреживания/уничтожения медицинских отходов класса "Б", в связи с чем установление в Документации об электронном аукционе требования об обязательном обезвреживании органических и неорганических медицинских отходов класса "Б" образует нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в части правила об объективном характере описания объекта закупки.
Комиссия также приходит к выводу о том, что требование Заказчика о наличии у участников закупки заключения, подтверждающего прохождение государственной экологической экспертизы на объект и оборудование по обезвреживанию или уничтожению медицинских отходов класса опасности "Б", в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" противоречит части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, подпунктом 7.2 статьи 11 названного федерального закона об экологической экспертизе установлено, что проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I
V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I
V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I
V классов опасности, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Вместе с тем, отношения, возникающие по поводу размещения и обезвреживания отходов I V классов опасности, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который, как указано выше, не распространяется на отношения, связанные с медицинскими отходами.
Указанное обстоятельство подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08 июля 2916 года N АА-03-03-32/13510, письмами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 12-47/4056, от 30 апреля 2015 года N 12-50/3268-ОГ.
Кроме того, иные положения Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", СанПиН 2.1.7.2790-10 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации не содержат такого требования к лицам, оказывающим услуги по обращению с медицинскими отходами класса "Б", как наличие заключения, подтверждающего прохождение государственной экологической экспертизы на объект и оборудование по обезвреживанию или уничтожению медицинских отходов класса опасности "Б".
Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на санитарно-защитную зону также нарушает нормы части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, нормами Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 03 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.7.2790-10, санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", не закреплена обязанность лиц, осуществляющих деятельность по обращению с медицинскими отходами класса "Б", по получению санитарно-эпидемиологического заключения на санитарно-защитную зону.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу обоснованной;
2. признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
4. оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения, выданного предписания;
5. направить копии решения и предписания Заявителю, Заказчику, оператору электронной площадки;
6. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ по Иркутской области
ул. Российская, 17, г. Иркутск, 664025 тел. (3952) 24-32-31, факс (3952) 24-32-26 e-mail: to38@fas.gov.ru
_______________ N ________________
На N __________ от ________________ |
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 57
06 марта 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>
при участии представителя индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>., Заявитель) - <_>; представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) - <_>;
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 128 от 06 марта 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Б", в том числе патологоанатомических (биологических) отходов (извещение N 0334200002517000002), нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона;
2. оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер" обеспечить возможность исполнения настоящего Предписания;
3. в срок до 03 апреля 2017 года Заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также посредством факсимильной связи 8(3952)24-32-26 либо электронной почты to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_> |
|
Члены комиссии |
<_> |
|
|
<_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 марта 2017 г. N 128
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017