Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 февраля 2017 г. N 200-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика" -
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович" -
- заявителя в лице ИП Хорькова М.В.
рассмотрев жалобу ИП Хорькова М.В. (620029, Свердловская обл., г. Екатеринбург, Елизаветинское шоссе, д. 29) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика" (623530, Свердловская обл., г. Богданович, ул.Гагарина, 1), уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович" (623530, Свердловская обл., г. Богданович, ул. Советская, 3), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию сетей уличного освещения в г.Богданович в 2017 г (извещение N 0862300041817000027), Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Хорькова М.В. (вх. N 01-2974 от 21.02.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию сетей уличного освещения в г.Богданович в 2017 г (извещение N 0862300041817000027) законодательства о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на нарушение законодательства о контрактной системе заказчиком в части описания объекта закупки, срока начала выполнения работ. Так же указал на то, что в проекте контракта порядок начисления пеней и штрафов, не соответствует Закону о контрактной системе, Постановлению Правительства N1063 от 25.11.2013 г. Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
14 февраля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0862300041817000027 и аукционная документация на выполнение работ по содержанию сетей уличного освещения в г.Богданович в 2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 833 330 ,00 рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В "Техническом задании" аукционной документации заказчиком установлено описание объекта закупки, в том числе требования к производству работ и экономические санкции.
Однако, исходя их положений Технического задания аукционной документации невозможно определить место выполнения работ, количество обслуживаемых сетей уличного освещения, так как отсутствует перечень светильников г. Богдановича, информация о воздушных и кабельных линиях уличного освещения, график режима работы сетей уличного освещения, так же не определен объем работ и иная информация, позволяющая определить соответствие закупаемых услуг потребностям заказчика, что нарушает ч.2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Более того, исходя из положений п. 3.18 технического задания аукционной документации, согласно которому подрядчик обязан сформировать, обеспечить исправность и восполнение в течение 3 суток запаса материально-технических ресурсов для устранения неисправностей в работе сети уличного освещения в объеме не менее: самонесущие изолированные провода СИП4 2*16 - 100 м.; СИП4 4*16 - 100 м.; лампа ДНаТ -100 (150) (250) - 20 шт., 10 шт., 5 шт. соответственно; пуско-регулирующие аппараты для ламп ДНаТ -100 (150) (250) - 4 шт., 2 шт., 1 шт. соответственно; ИЗУ для ламп ДНаТ -100 (150) (250) - 4 шт., 2 шт., 1 шт. соответственно; светильник ЖКУ-05-100 (150) (250) - 3 шт., 3 шт., 1 шт. соответственно; счётчик электрический Меркурий 236А, номинальный базовый ток 5-100А - 1 шт., не следует определение объемов выполняемых работ, так как запасы могут сохраняться на протяжении длительного времени, а могут расходоваться ежедневно.
Относительно довода заявителя об использовании в описании объекта закупки Технических условий и Сертификата, Комиссией УФАС Свердловской области установлено следующее:
Согласно п. 3.16.2, 3.16.3 Технического задания аукционной документации установлено, что Лампа ДНаТ -100 (150) (250), тип цоколя Е40,сертификат: POCC NL.AE68.Д01321, мощность 100 Вт, 150 Вт, 250 Вт. Светильник ЖКУ-05-100 (150) (250), ТУ3461-009-05014352-2007, широкая боковая кривая силы света, тип цоколя Е40, способ монтажа - на консоль, мощность - 100 Вт, 150 Вт, 250 Вт.
Законодательно не предусмотрено прямого запрета на включение в описание объекта закупки указания на сертификат или техническое условие, более того в соответствии с положением п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки допустимо включать технические условия. Более того, данное указание не приводит к ограничению числа участников закупки, так как указанные лампы и светильники находятся в свободном обращении на рынке и у заявителя и у иных участников имеется возможность обеспечить исполнения данных пунктов технического задания.
Таким образом, описание объекта закупки по п. 3.16.2, 3.16.3 Технического задания аукционной документации соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, установленные значения показателей позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе, предложив к поставке товар, отвечающий потребностям заказчика.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом п. 30 информационной карты аукционной документации предусмотрен срок заключения контракта, а именно:
Срок заключения контракта |
Не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов аукциона в электронной форме. |
Пунктом 27 информационной карты аукционной документации предусмотрено:
Дата проведения аукциона в электронной форме |
27 февраля 2017 г. |
Исходя из положений ст. 68,69 Закона о контрактной системе и п. 27,30 информационной карты аукционной документации контракт с победителем не может быть заключен ранее 10.03.2017 г.
При этом согласно п. 3.1 Технического задания аукционной документации заказчиком установлен срок исполнения работ с 01 марта 2017 г., что нарушает требования ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление Правительства РФ N1063) за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ N1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В составе аукционной документации содержится проект контракта, разделом 10 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, обеспечивающих условия и сроки исполнения требований к производству работ (п.3 технического задания), к Подрядчику применяются экономические санкции в соответствии с п.4 технического задания (Приложение 1).
При этом п. 4 технического задания предусмотрено, что экономические санкции за неудовлетворительное качество выполнения работ: в целях обеспечения условий по срокам устранения неисправностей в системе уличного освещения городского округа Богданович предусмотрены следующие экономические санкции:
за нарушение сроков устранения неисправностей, установленных п.п.3.7 - штраф 0,1% от стоимости контракта за каждый день нарушения по каждому факту нарушения;
за нарушение требования о количестве одновременно горящих светильников в количестве не менее 98% от общего количества светильников - штраф 0,5% от стоимости контракта за каждый день нарушения;
за нарушение п.п. 3.16 и 3.17 - штраф 1% от стоимости контракта за каждый день нарушения по каждому факту нарушения.
за нарушение требований п.п. 3.18 и 3.19 - штраф 5% от стоимости контракта за каждый факт нарушения.
В целях учёта нарушений в системе уличного освещения и применения санкций, указанных в п.4 между подрядчиком и заказчиком ежемесячно подписывается Акт экономических санкций за неудовлетворительное качество выполнения работ.
Акты о стоимости и объемах выполненных работ, счета на оплату выполненных работ и иные необходимые документы составляются Подрядчиком ежемесячно с учетом подписанного обеими сторонами Акта экономических санкций, указанного в п.5: сумма, предъявляемая Подрядчиком Заказчику к оплате, уменьшается на сумму штрафных санкций, указанную в Акте экономических санкций.
Вместе с тем, размер неустойки (штрафа, пени) установлен заказчиком в нарушение ч. 7,8 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно пп. а-г п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ N1063, которое устанавливает размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Так, начальная (максимальная) цена контракта составила 833 330,00 рублей, следовательно подлежат применению пп. а п.4 и пп. а п. 5 Постановления Правительства РФ N1063, согласно которым размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы в размере - 10 процентов цены контракта за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, и 2,5 процента цены контракта в случае просрочки исполнения своих обязательств Заказчиком. При этом в проекте контракта Заказчиком установлен размер штрафа в размере от 0,1 до 5 процентов цены контракта за каждый день нарушения за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств.
За утверждение документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Хорькова М.В. признать обоснованной в части нарушения заказчиком Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, установлении срока исполнения работ по контракту и порядка начисления пеней и штрафов в проекте контракта.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович" выявлено нарушение ч. 1,7,8 ст. 34, ч.2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать должностное лицо заказчика, включившего в документацию (извещение N 0862300041817000027) при ее разработке вышеописанные ненадлежащие требования к объекту закупки, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж 25 апреля 2017 г.. в 10-30.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 200-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 27.02.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N200-З от 27.02.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович" в срок до 27 марта 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N 0862300041817000027), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N200-З от 27.02.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершении процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения городского округа Богданович "Управление муниципального заказчика", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения "Управление закупок для нужд городского округа Богданович" в срок до 03 апреля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 февраля 2017 г. N 200-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017