Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 марта 2017 г. N 69-ж2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Чистый город" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции (извещение N 0369100004017000014) (далее - аукцион) в присутствии представителя ФГБУЗ СПК ФМБА России в г. Челябинске (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 07.03.2017,
в отсутствие представителей ООО "Чистый город" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 01.03.2017 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 27.02.2017 извещения о проведении аукциона и документации об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 547 рублей 18 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.03.2017 в 09 часов 00 минут.
По состоянию на 09.03.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, поскольку заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (работы по дезинфектологии).
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что заказчик является медицинским учреждением, в связи с чем в аукционной документации установлено требование к участниками закупки о наличии действующей лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности".
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работы, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Объектом закупки является оказание услуг по дератизации и дезинсекции для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция переливания крови Федерального медико-биологического агентства в г. Челябинске", объем которых определены в приложении II к информационной карте документации об аукционе "Техническое задание" (далее - ТЗ).
В соответствии с пунктом 3 "Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. Дезинфектология включена в указанный перечень работ и услуг.
Согласно Приказу Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" дезинфектология может осуществляться:
- при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара;
- при оказании специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара;
- при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
- при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении;
В силу пункта 3.1 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Из изложенного следует, что в рамках действующего законодательства работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании указанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по дератизации и дезинсекции. Указанные услуги будут оказываться на территории (в помещении) Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция переливания крови Федерального медико-биологического агентства в г. Челябинске".
Таким образом, установление требования о наличии у участников закупки соответствующей лицензии не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Также Комиссия антимонопольного органа считает необходимым указать на позицию Министерства здравоохранения Российской Федерации относительно вопроса лицензирования дезинфекционных работ. В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592 федеральный орган исполнительный власти считает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ может рассматриваться как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и как профилактика инфекционных заболеваний. Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя, в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. В свою очередь, медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность, в том числе по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Следовательно, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии, а именно мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, подлежащая лицензированию.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В силу пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона отсутствует порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
В пункте 17 информационной карты заказчиком установлены требования к участникам закупки.
Однако заказчиком в нарушение пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации не предусмотрено требование о том, что у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, в пункте 28 аукционной документации указано на обязательное предоставление подрядчиком заказчику обеспечения исполнения контракта, уменьшенного на размер выполненных обязательств по контракту. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 8 части 1 статьи 64, части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 6.4 проекта контракта предусмотрена мера ответственности заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 5 Правил размер штрафа в отношении заказчика равен 2,5% от цены контракта в случае, если цена контракта менее 3 млн. рублей.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 547 рублей 18 копеек, то есть цена участника закупки не может превышать 3 млн. рублей.
5. В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе условие о сроках возврата заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта заказчиком не установлено.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Чистый город" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по дератизации и дезинсекции (извещение N 0369100004017000014) необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, частей 5, 27 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1, части 3 статьи 64, части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 марта 2017 г. N 69-ж2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017