Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 марта 2017 г. N 72-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "УралИнвестКомплект-плюс" (далее - Общество, Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (извещение N 0369600036017000011) в присутствии:
- представителей Муниципального учреждения "Кизильская центральная районная больница" (далее - Заказчик), действующих на основании доверенностей N 2 от 07.03.2017, N 1 от 07.03.2017;
-в отсутствии представителя ООО "УралИнвестКомплект-плюс" (далее - Общество, Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (извещение N 0369600036017000011) (далее - закупка, Аукцион).
Согласно представленным документам, Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 20.02.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 133 232, 37 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.02.2017 на участие в электронном аукционе подано 3 заявки, 2 допущены до участия в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 06.03.2017 снижение составило 0,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.03.2017 заявка единственного участника аукциона ООО "Паритет-Центр" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, что 24.02.2017 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок ответ на запрос участника закупки, в котором согласился с предложенными доводами и внес изменения в техническую документацию, однако не изменил дату и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Представитель Заказчика на Заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что публикация ответа на поступивший запрос на разъяснения положений документации об электронном аукционе происходила в нерабочий день 24.02.2017, поэтому изменения в извещение внести было невозможно, поскольку органы контроля, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках согласно подпункту б) пункта 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе не работали с 24.02.2017 по 26.02.2017, а 28.02.2017 внесение изменений в документацию об электронном аукционе не допускается согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с материалами дела 22.02.2017 в 14.43 Заказчику поступил запрос на разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что данный запрос обнаружен 24.02.2017 и в этот же день размещен вместе с разъяснением Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, внесение изменений в извещение невозможно, поскольку органы контроля осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках согласно подпункту б) пункта 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе не работали с 24.02.2017 по 26.02.2017, а 28.02.2017 внесение изменений в документацию об электронном аукционе не допускалось согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Однако запрос на разъяснения положений документации об электронном аукционе поступил 22.02.2017 в 14.43, до окончания рабочего дня, исходя из чего, указанное объяснение невозможности внести изменения в извещение об электронном аукционе не принимается Комиссией Челябинского УФАС России.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в непродлении сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе после внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1. В пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна иметь требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1.1.Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
В пункте 3 Приказ N 155 указано, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В таблице, прилагаемой к Приказу N 155, средствам лекарственным и материалам, применяемые в медицинских целях присвоен номер 21.
Согласно документации об электронном аукционе, объектом закупки является поставку шовного материала с кодом ОКПД2 "21.20.24.120".
Таким образом, шовный материал, закупаемый заказчиком с кодом ОКПД2 "21.20.24.120" входит в группу средств лекарственных и материалов, применяемые в медицинских целях с номеров 21 в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), установленного таблице, прилагаемой к Постановлению N 155.
Однако в пункте 31 Информационной карты документации об электронном аукционе указано: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 7) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара условиям, запретам и ограничениям , установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов: условия, запреты и ограничения не установлены, предоставления данных документов не требуется.
Таким образом, Заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено условие применения Приказа N 155 для данной закупки, что нарушает часть 4 статьи 14, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.2. Согласно пункту 6) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В пункте 31 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Информационной карты документации об электронном аукционе указано: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: а) согласие участника закупки на поставку товара в случае, если такой участник предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого (его словестное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара содержится приложении N 3 "Техническая часть" настоящей документации, и (или) если такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в приложении N 3 "Техническая часть" настоящей документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в приложении N 3 "Техническая часть" настоящей документации".
Согласно аукционной документации предметом закупки является поставку шовного материала.
Вместе с тем, в приложении N 3 "Техническая часть" к информационной карте документации об электронном аукционе не содержится указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) предлагаемого к поставке товара.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта б) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование о наличии в первой части заявки на участие в электронном аукционе согласия на поставку товара.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении пункте 4.2 проекта контракта установлено: "Качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ и других), установленных для данного типа (вида) товара, подтверждаться сертификатом и иными документами на русском языке".
Заказчиком не конкретизирован вид ГОСТ, ТУ, которым должен соответствовать поставляемый товар, а также не конкретизировано какими именно сертификатами и иными документами на русском языке должно подтверждаться его соответствие данным видам ГОСТ и ТУ.
Таким образом, Заказчиком нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 31 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено: вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Однако заказчиком в нарушение пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации использована старая редакция Закона о контрактной системе, не предусматривающая требование о том, что у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 28.02.2017.
В пункте 24 "Дата начала и окончания срока предоставления разъяснений" документации об электронном аукционе указано: "дата начала срока предоставления разъяснений положений Документации об аукционе: "21" февраля 2017 года. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений Документации об аукционе: "24" февраля 2017 года.
Разъяснения могут поступать с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в Единой информационной системе, в данном случае с 20.02.2017.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что дата окончания подачи заявок 28.02.2017, то запросы могут поступать до 24.02.2017, а датой окончания дачи разъяснений будет 26.02.2017 (воскресение), однако согласно статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, днем окончания дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе является 27.02.2017.
Таким образом, Заказчиком установлены сроки дачи разъяснений документации об электронном аукционе с нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УралИнвестКомплект-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала (извещение N 0369600036017000011) обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 14, пунктов 7, 7.1 части 1, пункта 1 части 1.1, части 2 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, части 4, 6 статьи 65, пункта б) части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, аукционной комиссии и ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Д.С.Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 марта 2017 г. N 72-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017