Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2017 г. N 3-03-44/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ветровой Т.А. |
- |
начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко С.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Профит плюс", в присутствии:
- представителя МП трест "Магнитогорский городской транспорт - автотранспортные перевозки", действующего на основании доверенности N 1-юр от 10.03.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку топлива дизельного летнего экологического класса К5 (извещение N 0569600000417000001) (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте 20.02.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 998 327рублей00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок - 07.03.2017 08:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Профит плюс" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано следующее:
- заказчиком необоснованно сокращен срок подачи заявок. Извещение о проведении аукциона размещено за 14 дней до установленного срока окончания подачи заявок, что противоречит части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе);
- в извещении о закупке не содержится исчерпывающий перечень документов, который должен быть представлен участниками Аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе;
-заказчик не установил единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, оставляя возможность допуска участников, попадающих под запрет;
- условия проекта договора ограничивают возможность участия в Аукционе индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- в нарушении части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком неверно установлено в проекте договора условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
Заслушав пояснения представителей МП трест "Магнитогорский городской транспорт - автотранспортные перевозки", изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1.Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как установлено антимонопольным органом извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте 20.02.2017, следовательно, начало исчисления пятнадцатидневного срока начинается с 21.02.2017, 15 дней до даты окончания срока подачи заявок истекает 07.03.2017, то есть дата окончания срока подачи заявок должна быть установлена не ранее 08.03.2017.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении указана дата и время окончания срока подачи заявок 08 часов 00 минут 07.03.2017, то есть, срок публикации извещения на официальном сайте до даты окончания срока подачи заявок составил 14 дней, соответственно, срок подачи заявок для участников закупки сокращен.
2. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе внесены следующие изменения: пункт 7 изложен в следующей редакции:отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодексаисполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 13.1 документация об электронном аукционе установлены единые требования к участникам без учета изменений вчасть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, внесенных Федеральном от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
Поскольку аукцион размещен на официальном сайте 20.02.2017 (после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ), то заказчик обязан был установить требования для участников закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции указанного закона.
В нарушение требований части 3 статьи 64, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком установлены единые требования к участникам закупки без учета изменений в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
Более того, в нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе установлены требования к составу заявки в части представления декларации о соответствии участника единым требованиям без учета изменений в законодательстве, а именно пункт 15.2.3 документации об электронном аукционе не предусматривает возможность декларирования участником соответствия единым требованиям, в том числе, требованиям пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3.В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 указанной статьи, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, не содержит исчерпывающий перечень требований к участникам. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайта. Вместе с тем указание на данную формулировку не является надлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.
4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системев случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063).
В соответствии с Правилами N 1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 998 327рублей00 копеек, то есть цена участника закупки возможна как более, так и менее 3 млн. рублей.
Пункты 7.3, 7.6 проекта контракта устанавливают за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту начисление штрафа в размере 2 процентов от цены контракта, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом начисление штрафа в размере 5 процентов от цены контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта,который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком другихположений проекта контракта,кроме указанных, по истечении срока для внесения измененийв документацию об электронном аукционе.
Таким образом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта, в том числе менее 3 млн. рублей.
5. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 3 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 НК РФ счета фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие УСНО, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
В пункте 2.1 проекта договора указано, что цена договора составляет ______ рублей включая НДС 18 % и другие затраты, согласно предложению и является твердой на весь срок действия договора.
Указанный заказчиком в пункте 2.1 проекта договора порядок формирования цены договора ограничивает возможность участия организаций, применяющих упрощенную форму налогообложения и не являющихся плательщиками НДС.
При этом в пункте 2 документации об электронном аукционе указано, чтоцена договора включает в себя стоимость товара, НДС (если участник является плательщиком НДС) расходы на перевозку, доставку, разгрузку, расходы по хранению топлива на АЗС, стоимость и доставка смарт-карт на территорию предприятия (Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, 160/1), уплату налогов, сборов и другие обязательные платежи, необходимых для исполнения контракта.
Таким образом,документация и проект контракта содержат в себе противоречивые сведения относительно цены договора, что может привести к заключению контракта не на условиях аукционной документации, что является нарушением части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень документов и информации, которые могут быть представлены участниками электронного аукциона.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В подпункте 9 пункта 2 документации об электронном аукционе указано: "участники, принявшие участие в аукционе должны предоставить справку о наличии топлива на собственных базах или базах, с которыми участник имеет договорные отношения на момент заключения договора".
Между тем, запрашиваемые заказчиком документы отсутствуют в перечне, определенном частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 33, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в документации установлено требование о наличии производственной мощности у участника аукциона, а также о предоставлении документов, не указанных в частях 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 документации об аукционе в электронной форме объект закупки указан в спецификации (приложение N 1 к документации). В приложении N 1 к документации указано: "топливо дизельное летнего типа, экологический класс не менее К5, массовая доля серы не более 10 мг/кг, цетановое число не менее 51%".
При этом, предметом проекта контракта является поставка дизельного топлива согласно спецификации (приложение N 1 к договору). В приложении N 1 к договору в качестве наименования товара указано: "топливо дизельное, ЕВРО, летнего типа экологического класса".
Таким образом, документация и проект контракта содержат в себе противоречивые сведения относительно объекта закупки.
Комиссия отмечает, что документация об аукционе и проект контракта должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения об объекте закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта. Противоречивая информация может повлечь за собой заключение контракта не на условиях документации об аукционе, что приведет к ущемлению прав и законных интересов участника закупки.
Так же в подпункте 3 пункта 2 документации об аукционе в электронной форме указано, что поставщик обязан безвозмездно предоставить необходимое количество топливных карт. Между тем, из содержания конкурсной документации не возможно установить какое количество для заказчика является необходимым.
С учетом изложенного, в действиях заказчика являются нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и могут привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 2 документации об аукционе, а также пункт 6.1 проекта контракта содержат положения относительно качества поставляемого товара требованиям ГОСТ, ТУ.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, в котором устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Таким образом, требования технического регламента в части качества и безопасности закупаемой продукции имеют обязательный характер применения.
Тогда как согласно пункту 1 Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, которые в соответствии со статьей 12 Закона о техническом регулировании имеют добровольный характер применения.
Технические условия являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика и/или изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции.
Технические условия разрабатываются на одно конкретное изделие, материал, вещество. Требования, установленные техническими условиями, не должны противоречить обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, распространяющиеся на данную продукцию.
Технические условия и стандарты в соответствии с законом о техническом регулировании не являются обязательными для выпуска продукции.
Следовательно, хозяйствующие субъекты обязаны при осуществлении своей деятельности руководствоваться только требованиями Технического регламента, тогда как применение ГОСТов, ТУ носит добровольный характер.
Таким образом, ссылка заказчика в проекте контракта на соответствие качества поставляемого товара требованиям ГОСТ, ТУ несостоятельна.
В связи с чем, в действиях заказчика также выявлено нарушение части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В подпункте 29.7 документации об аукционе в электронной форме указано, что предложение участника закупки должно содержать, в том числе, документы, подтверждающие возможность претендента выполнить условия поставки товара, согласно требованиям документации.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень документов и информации, которые могут быть представлены участниками электронного аукциона.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При этом в указанном перечне отсутствуют документы, указанные в подпункте 29.7 документации об аукционе.
Указанные действия заказчика являются нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2статьи 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно документации об электронном аукционе описание объекта закупки осуществлено согласно спецификации на поставку товара, являющейся Приложением N 1 к документации об аукционе.
Так, наименование товара - Дизельное топливо летнего типа.
Значения (показатели) товара, которые не могут изменяться - в дизельном топливе не допускается содержание металлосодержащих присадок.
Переменные показатели - экологический класс: не менее К5; массовая доля серы: не более 10 мг/кг; цетановое число: не менее 51%.
Единица измерения - л.
Количество - 268 700.
При этом, как следует из документации об аукционе, качество поставляемого товара должно соответствовать требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 и подтверждаться сертификатами и паспортом качества, обязательными для данного вида товара (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 10 Технического регламента дизельное топливо должно соответствовать требованиям согласно Приложению N 2.
Приложением N 2 установлены следующие требования к характеристикам дизельного топлива:
Цетановое число, не менее - 51.
Цетановое число для дизельного топлива для холодного и арктического климата, не менее - 47.
Массовая доля серы, не более - 10 мг/кг.
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:
-дизельного топлива, за исключением дизельного топлива для арктического климата 40 оС;
-дизельного топлива для арктического климата 30оС.
Массовая доля полициклических углеводородов, не более - 11 процентов.
Предельная температура фильтруемости, не выше:
-дизельного топлива для холодного климата - минус 20оС;
-дизельного топлива для арктического климата - минус 38оС.
Согласно пункту 9.1 "ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Межгосударственный стандарт. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1870-ст)топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
Как следует из паспортов продукции, такие показатели, как "цетановое число", "массовая доля серы", "температура вспышки в закрытом тигле" указываются со словами "не более".
Как следует из документации об аукционе, предложение участника закупки (сведения о предлагаемом для поставки товаре) должно соответствовать требованиям, установленным Приложением N1 к документации об электронном аукционе и должно содержать все показатели товара, содержащиеся в столбцах спецификации, по всем позициям, при этом согласно пункту 29 документации об аукционе столбец N 3 (максимальные и (или) минимальные значения (показатели) товара) содержит переменные значения, которые подлежат конкретизации, т.е. участник закупки в составе заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели характеристик товара, которые не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слова "не менее", "не более".
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, тем более, что на момент подачи заявки участникам закупки могут быть не известны характеристики топлива, соответствующие техническому регламенту, поскольку значения таких характеристик становятся известными при испытании определенной партии после его производства.
Необходимо отметить, что конкретизация участниками закупки в составе заявки значений показателей качества товара может привести к нарушению части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе при заключении контракта и возникновению сложностей при приемке товара, поскольку показатели дизельного топлива, указанные в паспорте, не будут соответствовать показателям, предложенным участником закупки в заявке.
Таким образом, описание объекта закупки осуществлено заказчиком с нарушением части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия заказчика обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 6 части 5, части 3 статьи 63, части 3 статьи 64, части 5 статьи 31, частей 4, 5, 8 статьи 34, Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 2, 3 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Т.А. Ветрова
С.С. Потапченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2017 г. N 3-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017