Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2017 г. N 74-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Аспект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему содержанию территории района (извещение N 0169300061917000003) (далее - аукцион), в присутствии представителя Администрации Тракторозаводского района города Челябинска, действующего на основании доверенности от 10.08.2016 N 01-1741,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 06.03.2017 поступила жалоба ООО "Аспект" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.02.2017 извещения о проведении аукциона и документации об аукционе, 17.02.2017 внесены изменения в извещение о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 600 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.03.2017 в 09 часов 00 минут.
По состоянию на 13.03.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, поскольку заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
Заявитель считает, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности (далее - лицензия). Указанное требование ведет к ограничению конкуренции, в связи с тем, что подрядчик вправе привлекать для исполнения контракта субподрядные организации.
Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлено условие о включении в банковскую гарантию условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе требование устанавливается только при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил, что требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Так, текущее содержание территории района включает в себя, в том числе, очистку территории с погрузкой и вывозом мусора.
Относительно довода об установлении условия в банковской гарантии о бесспорном списании денежных средств со счета гаранта представитель заказчика пояснил, что данное требование устанавливается не только при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заявителем неверно трактуется положение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом в силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из системного толкования указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работы, фактически означает требование к подрядчику, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем представления определенного перечня документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Из Технического задания (Приложение N 1 к аукционной документации) следует, что объектом закупки является содержание улично-дорожной сети на территории Тракторозаводского района города Челябинска: подметание, уборка, сбор, погрузка и вывоз грязи, мусора с дорог, осевых и резервных полос, прилотковой части дорог, остановок общественного транспорта, тротуаров, газонов, ликвидация несанкционированных свалок.
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" в IV класс опасности включены следующие наименования:
- отходы от уборки территории городских и сельских поселений;
- мусор и смет уличный;
- отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог;
- отходы от зимней уборки улиц;
- прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В пункте 13 части 1 информационной карты, пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу второй части заявки указано, что участник закупки должен предоставить действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на I-IV классов опасности, вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности.
Из содержания Закона о контрактной системе следует, что требования устанавливаются в отношении участников закупки, а не в отношении субподрядчиков, которые не являются стороной при осуществлении закупки.
С учетом изложенного, установление требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности не противоречит законодательству о контрактной системе.
Кроме того, указанное требование не влечет за собой ограничение количества участников закупки и не ограничивает право подрядчика (победителя закупки) на привлечение субподрядчиков.
2. Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. При этом, законодательство о контрактной системе не предусматривает возможность внесения изменений в протокол подведения итогов электронного аукциона и повторного опубликования в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке.
Из буквального содержания части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе следует, что условие о бесспорном списании денежных средств со счета гаранта является правом заказчика и может включаться в:
- извещение об осуществлении закупки;
- документацию о закупке;
- проект контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, установление заказчиком условия о бесспорном списании денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
3. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из пункта 5.7 технического задания, являющегося неотъемлемой частью проекта контракта, работы выполняются подрядчиком своим транспортом, собственными силами и средствами.
Рассматриваемый договор по своей правовой природе является договором подряда и регламентируется главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из положений части 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Законодательством о контрактной системе запрет привлечения организации на субподряд не предусмотрен.
Более того, согласно части 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Таким образом, требования пункта 5.7 технического задания могут привести к ограничению количества участников закупки, не имеющих возможность выполнить весь объем предусмотренных работ лично, но имеющих возможность привлечения субподрядных организаций, что является нарушением части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Аспект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему содержанию территории района (извещение N 0169300061917000003) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
А.А. Васянина
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2017 г. N 74-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017