Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 марта 2017 г. N ФКС-17/28
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Кухар М.А.,
с участием представителей:
от заказчика: ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее также - заказчик) Емельянова С.В. по доверенности от 07.03.2017 г., Пряхина Т.В. по доверенности от 06.03.2017 г.,
в отсутствии заявителя: Общества с ограниченной ответственностью ООО "Профит плюс" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев жалобу Общества на действия заказчика - ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100010417000003) на поставку оборудования для производства пищевых продуктов (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 02.03.2017 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 09.03.2017 г. N 64 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0367100010417000003.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в проекте контракта установлены ненадлежащие размеры штрафов, начисляемых заказчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
3. Заявитель в жалобе указывает, что в документации электронного аукциона установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 07.03.2017).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области", выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку оборудования для производства пищевых продуктов с начальной (максимальной) ценой контракта 3 600 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0367100010417000003.
1. Довод о том, что извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает не обоснованным по следующим причинам:
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в извещении указываются требования и исчерпывающий перечень документов в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 31 N 44-ФЗ, а так же требований в соответствии с ч 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в извещении заказчиком установлено единое требование о соответствии участников закупки в соответствии ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а так же требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) на основании ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В свою очередь в п. 6 Документации раскрывается содержание указанных требований, а в п. 10 установлено обязанность участников закупки предоставить декларацию о соответствии ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и документы по п. 1. ч. 1. ст. 31 Закона о контрактной системе.
Из условий документации не следует, что к участникам предъявлено требование в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 31 N44-ФЗ, из чего следует, что участнику достаточно было представить декларацию о соответствии единым требованиям в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Соответственно указание в извещении о проведении электронного аукциона ссылки на ч. 1 ,ч 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе свидетельствуют о предъявлении заказчиком требований к участникам закупки в соответствии с указанной статьи, при том, что содержание указанных требований так же раскрыто в Информационной карточке электронного аукциона.
Указанный вывод так же изложен в Письме МЭР от 31.12.2014.
2. Довод о том, что в проекте контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами, Комиссия считает не обоснованным по следующим причинам:
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, в связи с тем, что в проекте контракта были установлены формулы и порядок расчета штрафа приведенные в разделе 5 проекта контракта, Комиссия считает, что со стороны Заказчика нарушения Закона о контрактной системе в части довода заявителя отсутствуют.
3. Довод о том, что участнику закупки необходимо предоставить показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, Комиссия считает не обоснованным по следующим причинам:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Таблице "Техническое задание" Приложению N 1 к аукционной документации Заказчиком установлены технические характеристики товара, а именно:
1. Оборудование для производства пищевых продуктов
выход продукции и производительность:
производительность (по зерну):
- крупа перловая (N 1 и N2), кг/час: не менее 200 *
- крупа ячневая (N1), кг/ч: не менее 350 *
- крупа пшеничная дробленая (N3), кг/час: не менее 450 *
- горох шлифованный целый и колотый (2 сорт), кг/ч: не менее 400 *
- пшено шлифованное (1сорт), кг/час: не менее 200 *
- фактический выход:
- выход крупы перловой (N1 и N2), %: не менее 65*
- выход крупы ячневой (N1), %: не менее 68 *
- выход крупы пшеничной дробленой (N3), %: не менее 67 *
- выход гороха шлифованного целого и колотого (2 сорт), %: не менее 77 *
- выход пшена шлифованного (1сорт), %: не менее 60 *
- выход отрубей,%: не менее 25 *
питание:
- потребляемая мощность, кВт: не более 16,75 *
- напряжение питания переменного тока, В: не более 400*
- частота сети, Гц: не более 50*
- номинальный ток, А: не более 64*
- длина габаритная, мм: не более 3000 *
- ширина габаритная, мм: не более 2500 *
- высота габаритная, мм: не более 5500 *
- масса, кг: не более 2200 *
Заявитель в своей жалобе указывает, что для поставки товара ему требуется испытание партии, что данные показатели и их химический состав указанные в Таблице "Техническое задание" Приложению N 1 к аукционной документации становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что ограничивает возможность участника закупки предоставить надлежащие предложение.
В ходе комиссии заказчик пояснил, что при подготовке аукционной документации Заказчиком было указано, что предлагаемое к поставке оборудование должно иметь технические характеристики, а именно выход продукции и производительность, где в заявке должны быть указаны определенные параметры (в извещении указаны параметры: не менее* и не более* предлагаемых), так как производилась закупка технически сложного товара, производственного назначения (производство продуктов питания). Указанные требования были заявлены Заказчиком ввиду того, что данное оборудование приобретается в целях трудоустройства осужденных, как производственное оборудование, а также для выполнения плана самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы по поставке круп для питания спецконтингента в объемах доведенного плана поставок в рамках государственного оборонного заказа, в связи с чем расчет производственной мощности необходим для расчета и заключения государственных контрактов на поставку круп. Кроме того стоимость оборудования различной производственной мощности может отличаться по цене, соответственно менее мощное оборудование будет стоить дешевле требуемого, тогда как начальная (максимальная) цена определена из расчета предоставленной ценовой политики на более мощное оборудование.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Со стороны Заказчика нарушения Закона о контрактной системе в части довода заявителя отсутствуют.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.03.2017 г. (реестровый номер закупки N 0367100010417000003) на поставку оборудования для производства пищевых продуктов на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки.
Единая комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным ч. 3 ст. 66 44-ФЗ и требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и приняла решение
- не допустить к участию в электронном аукционе участника, с защищенным номером "2", на основании п. 1. ч. 4 ст. 67 N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе, в связи с тем, что данная заявка не соответствует требованиям Документации об электронном аукционе п. 10.3.1 и 11.4 раздела 11 "Инструкции по заполнению заявки на участие электронном" Техническое задания (приложение N 1) к документации.
В данной заявке не предоставлена информация, предусмотренная пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 N 44-ФЗ, а именно, участник закупки в первой части заявки не указал конкретные показатели в отношении качественных характеристик - ТР ТС 010/2011 или ГОСТ 12.2.003-91 или ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 на предлагаемый к поставке товар.
Согласно разделу 11 "Инструкции по заполнению заявки на участие электронном" Техническое задания (приложение N 1) к документации указанные показатели товара участник закупки прописывает в своей заявке в соответствии с требованиями к таким показателям, описанными в разделе "Техническое задание" настоящей документации об электронном аукционе.
В зависимости от символа, использованного заказчиком в разделе "Техническое задание" для сноски: "*" или "**":
*Участник закупки должен в своей заявке прописать конкретные показатели (в виде единичного значения), не выходящие за пределы указанных значений. Не допускается использование формулировок "не более", "не менее", "более", "менее", "до", "менее", "более" и т.д.
** Участник закупки должен в своей заявке указать единственный конкретный показатель из предложенного списка, соответствующий значениям, установленным заказчиком.
В Техническом задании (приложение N 1) к документации в п 2.3. указаны качественные характеристики товара:
Качество товара должно соответствовать требованиям Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования"), допускается поставка товара по ГОСТ 12.2.003-91 "Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования" или ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 "Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования".
В п. 3 таблицы в разделе "Наименование объекта закупки (товара)" занесен перечень документов (ТР ТС 010/2011, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007) и выделен символом "**", согласно инструкции заказчик просит участника закупки в своей заявке указать единственный конкретный показатель. Однако, Комиссия установила, что перечисленные документы (ТР ТС 010/2011, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007) нельзя отнести к показателям отражающим качественные (технические) характеристики оборудования, так как они являются стандартом, регламентом устанавливающим требования и рекомендации к электрооборудованию промышленных машин и механизмов, обеспечивающие:
- безопасность персонала и имущества;
- согласованность реакций на управляющее воздействие;
- легкость обслуживания.
Кроме того графа "Наименование объекта закупки (товара)" должна содержать наименование объекта закупки, а не его качественную (техническую) характеристику.
В проекте контракта в п. 6.5 разделе 6 "Качество и порядок приемки товара" уже указаны данные стандарты и регламенты (ТР ТС 010/2011, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007), что свидетельствует о том, что при заключении контракта участник (поставщик) подтверждает что его товар будет соответствовать данным требованиям.
Следовательно Комиссия считает, что участнику достаточно выразить свое согласие на то, что качество товара будет соответствовать требованиям установленным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (вместе с "ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования"), допускается поставка товара по ГОСТ 12.2.003-91 "Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования" или ГОСТ Р МЭК 60204-1-2007 "Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что включение подобных требований в аукционную документацию является излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того нарушений в действиях единой комиссии при рассмотрении первых частей заявок не усматривается поскольку, Комиссия руководствовалась документацией утверждённой Заказчиком, которая является необъективной и вводит участников закупки в заблуждение.
В этой связи, считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию (реестровый номер закупки N 0367100010417000003) продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100010417000003) на поставку оборудования для производства пищевых продуктов не обоснованной.
2. Признать заказчика - ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" нарушившим часть 1 статьи 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0367100010417000003) части описания объекта закупки.
3. Выдать ФКУ "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продление сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
М.А. Кухар
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 марта 2017 г. N ФКС-17/28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2017