Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 марта 2017 г. N 06-159/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Осиповой Я.Д. - начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. -старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПартнер" (далее по тексту - ООО "СтройТехПартнер", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (далее по тексту - ФКУ Упрдор "Колыма", заказчик) - Стецюк Н.В. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобузаявителяООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск- Магадан, км 391+000 - км 399+000 (км 413+993 - км 422+092), в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100011917000004),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
27 февраля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск- Магадан, км 391+000 - км 399+000 (км 413+993 - км 422+092), в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100011917000004).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 06 марта 2017 года в 11 часов 30 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из жалобы ООО "СтройТехПартнер" следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно:
1. Установление заказчиком некорректного срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
2. Установление заказчиком требования об указании показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов по материалам"Щебеночно-гравийно-песчаная смесь С1 по ГОСТ 25607-2009" и "Щебень фракции 20-40 для приготовления смеси С-1".
Указывают, что включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и ограничивает количество участников закупки.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика пояснила, что ФКУ Упрдор "Колыма" с доводами жалобы не согласно по следующим основаниям:
1. Устанавливая сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации заказчик исходил из того, что Законом о контрактной системе не определено в каких днях - календарных или рабочих, заказчику необходимо исчислять указанный срок.
В связи с вышеизложенным, срок установленный в части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе - "не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе", был исчислен в рабочих днях и установлен до 22 февраля 2017 года включительно.
2. Устанавливая требования к используемым при выполнении работ товарам заказчик исходил из своих потребностей.
Установленные требования <1500 Бк/кг в приложении N5 к Удельной эффективной активности естественных радионуклидов соответствуют требованиям ГОСТ 8267-93 п. 4,9, ГОСТ 25607-2009 п. 3.3, ГОСТ 30108 приложение А.
Просит признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08 февраля 2017 года на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"заказчиком размещены извещение N 0316100011917000004 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск- Магадан, км 391+000 - км 399+000 (км 413+993 - км 422+092), в Республике Саха (Якутия), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 22 093 788,34 руб.
28 февраля 2017 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316100011917000004-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки с соответствующими регистрационными номерами.
03 марта 2017 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0316100011917000004-2.
Согласно указанному протоколу все поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложений |
Порядковый номер заявки |
1 |
21 983 319,40 |
понижение |
0.50 % |
03.03.2017 3:19 |
1 |
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СтройТехПартнер" обоснованной частично по следующему основанию.
1. Заявитель указывает на то, что заказчиком установлен некорректный срок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Материалами дела установлено, что в пункте 19.5 документации об электронном аукционе на ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск- Магадан, км 391+000 - км 399+000 (км 413+993 - км 422+092), в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100011917000004) заказчиком указано следующее: "Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с момента размещения извещения и документации в ЕИС (на официальном сайте) до "22" февраля 2017 г. (включительно)".
Между тем, в извещении о проведении закупки и пункте 7 аукционной документации заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 09 часов 00 минут местного времени "27" февраля 2017 г.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено следующее.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе предписывают заказчикам предоставлять разъяснения положений аукционной документации всем участникам закупок, которые направили запрос о даче таких разъяснений в срок не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Следовательно срок окончания предоставления таких разъяснений, устанавливаемый в аукционной документации, не должен быть установлен ранее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
При этом, поскольку в отдельных случаях нормы Закона о контрактной системе содержат специальное указание на то, что тот или иной срок исчисляется именно в рабочих днях (к примеру, часть 11 статьи 31, часть 1 статьи 36, части 4-6 статьи 37, часть 6 статьи 44 Закона), Комиссия Якутского УФАС России считает, что в случаях, когда указание на то, в каких именно днях - календарных или рабочих следует исчислять срок отсутствует, срок должен исчисляться в календарных днях.
В связи с вышеизложенным, последним днем, когда участник закупки может направить запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, является день, после которого остается три календарных дня до даты окончания срока подачи заявок, и таким днем следует считать 24 февраля 2017 года.
При изложенных обстоятельствах заказчик ФКУ Упрдор "Колыма", установивший в аукционной документации некорректный, не соответствующий положениям Закона о контрактной системе срок предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации, признается нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "СтройТехПартнер" признается обоснованным.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
Из данных сайта оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" не следует, что ООО "СтройТехПартнер" имеет аккредитацию на указанной электронной площадке. Следовательно, ООО "СтройТехПартнер" не обладает правом направления запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.
2. ООО "СтройТехПартнер" указывает на включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению заявителя заказчиком установлены излишние требования об указании показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов по материалам "Щебеночно-гравийно-песчаная смесь С1 по ГОСТ 25607-2009" и "Щебень фракции 20-40 для приготовления смеси С-1".
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пояснений заказчика следует, что установленные в приложении N5 требования к удельной эффективной активности естественных радионуклидов <1500 Бк/кг соответствуют требованиям ГОСТ 8267-93 п. 4,9, ГОСТ 25607-2009 п. 3.3, ГОСТ 30108 приложение А.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к товарам, используемым при выполнении работ, заказчик исходил из собственных потребностей, которые выражаются, том числе, в использовании при ремонте автомобильной дороги материалов соответствующих требованиям действующих стандартов и нормативов.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, определяющей порядок подачи жалобы, установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, следует, что обязанность доказывания доводов жалобы, в том числе, ущемления действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки, возлагается на самого участника закупки.
Между тем, заявителем жалобы ООО "СтройТехПартнер" в материалы дела не представлено доказательств относительно того, что заказчиком в аукционную документацию включены требования к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Кроме того, из материалов дела следует, что на участие в электронном аукционе поступило две заявки, которые, по результатам рассмотрения первых частей, были признаны соответствующими требованиям аукционной документации, что опровергает довод ООО "СтройТехПартнер" об ограничении, установленными заказчиком требованиями, количества участников закупки.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "СтройТехПартнер" признается необоснованным.
Жалоба ООО "СтройТехПартнер" признается обоснованной частично.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Колыма" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск- Магадан, км 391+000 - км 399+000 (км 413+993 - км 422+092), в Республике Саха (Якутия) (извещение N 0316100011917000004)обоснованной частично, в частиустановления некорректного срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать заказчика ФКУ Упрдор "Колыма"нарушившимпункт 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки предписание об устранении допущенных нарушенийне выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 марта 2017 г. N 06-159/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2017