Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 06-149/17т
изготовлено в полном объеме 09 марта 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест"): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПартнер" (далее также - ООО "СтройТехПартнер"): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ "Упрдор "Колыма", заказчик): Гамазин А.Е. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест", ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика ФКУ "Упрдор "Колыма" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия) Идентификационный код закупки: 171142600424614260100100010014211243 (изв. N 0316100011917000002), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
22, 27 февраля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), соответственно, поступили жалобы ООО "Стройинвест", ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика ФКУ "Упрдор "Колыма" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия) Идентификационный код закупки: 171142600424614260100100010014211243 (изв. N 0316100011917000002).
Рассмотрение жалоб назначено на 03 марта 2017 года в 11 часов 00 минут.
Из текста жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик не предусматривает в проекте контракта ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не содержится информации о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
3. В нарушение норм Закона о контрактной системе в таблице требований к материалам установлены требования "или эквивалент" к товарам, к которым не установлены товарные знаки (пункты 1, 2 таблицы).
4. В нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Из текста жалобы ООО "СтройТехПартнер" следует:
1. Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе, ненадлежащим образом установил дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик установил требования к используемым материалам, которые являются излишними.
Из пояснений представителя заказчика по доводам жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. С доводом жалобы не согласны, поскольку пунктом 9.45 проекта контракта установлено, что подрядчик при исполнении настоящего контракта может привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков. Подрядчик и привлекаемые субподрядные организации должны обладать предусмотренными действующим законодательством лицензией, сертификатом, либо другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ. За 3 (три) дня до начала производства работ, передаваемых на субподряд подрядчик извещает заказчик о привлечении субподрядной организации и прилагает копию договора субподряда, а также информацию в соответствии с Приложением N 18 к настоящему контракту".
Считает, что условие, предусмотренное частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, не является обязательным.
2. С доводом жалобы не согласны, поскольку извещение о проведении закупки содержит информацию о представлении участниками закупки обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения заявки.
3. С доводом жалобы не согласны. Пояснили, что в рамках данной закупки возможно использование эквивалентного материала, не уступающего по своим техническим характеристикам товару, указанному в Техническом задании.
4. С доводом жалобы не согласны, поскольку в аукционной документации и извещении о проведении закупки установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "СтройТехПартнер" следует.
1. С доводом жалобы не согласны, поскольку считают, что заказчик установил дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. С доводом жалобы не согласны поскольку, считаю, что установленные требования не влекут за собой ограничение числа участников закупки. Установление данных требований, обусловлено потребностью заказчика.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.02.2017 года;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 170 009 502,00 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
6) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе - 01.03.2017 года;
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной на основании следующего.
1. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта установлены Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее по тексту Постановление N 775).
Так, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно извещению N 0316100011917000002 от 06.02.2017 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 170 009 502,00 руб., источником финансирования является Федеральный бюджет Российской Федерации.
Предметом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия) Идентификационный код закупки: 171142600424614260100100010014211243.
Как следует из письменных пояснений заказчика, согласно Уставу, утвержденному приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 г. N 801, ФКУ "Упрдор "Колыма" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, следовательно, настоящий электронный аукцион осуществляется для обеспечения федеральных нужд.
При этом, начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 млрд. рублей.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчик не обязан устанавливать к подрядчику требование о предоставлении информации о всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с подрядчиком.
Таким образом, довод в части не установления в проекте контракта требование о предоставлении информации о всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с подрядчиком признан необоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что заказчиком в извещении о проведении закупки не указана информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается, в том числе размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В разделе 11 "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" документации об электронном аукционе указано: "Требование об обеспечении заявки на участие в электронном аукционе в равной мере распространяется на всех участников закупки и подлежит перечислению на счет оператора электронной площадки (порядок ведения счета участника закупки определен в Регламенте электронной площадки "Автоматизированная система торгов" ЗАО "Сбербанк-АСТ" на сайте www.sberbank-ast.ru)".
Согласно извещению N 0316100011917000002 от 06.02.2017 г. в рамках данного электронного аукциона предусмотрено представление участниками закупки обеспечения заявки в размере 8 500 475,10 руб.
Также указаны платежные реквизиты для перечисления денежных средств - p/c 40302810700001000016, л/с 05161529560, БИК 049805001.
Следовательно, обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником электронного аукциона только путем внесения денежных средств на платежные реквизиты для перечисления денежных средств заказчика, указанные в извещении.
Учитывая, что извещение и аукционная документация размещаются на официальном сайте одновременно и имеет открытый доступ, при этом аукционная документация содержит информацию, указанную и извещении о проведении закупки, Комиссия считает, что положения извещения N 0316100011917000002 от 06.02.2017 г. позволяют установить порядок и размер внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок в рамках документации о закупке.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения, подлежит признанию необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы ООО "Стройинвест", заявитель обжалует неправомерное установление в таблице требований к материалам оговорки об эквивалентности к товарам, к которым не установлены товарные знаки (пункты 1, 2 таблицы).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно материалам дела, в Приложении N 5 "Сведения о конкретных показателях" аукционной документации (далее также Приложение N5) установлено следующие наименования товаров, используемых при производстве работ, в том числе:
1 |
Геотекстиль ТН 33 или эквивалент |
Материал |
полиэфир |
Плотность г/м.кв |
150 |
||
Разрывные нагрузки, кН/м |
33 |
||
2 |
Георешетка ОР 30/10 или эквивалент |
Высота ребра георешотки, мм |
100 |
Размер ячейки в растянутом виде, мм |
220х220 |
||
Толщина ленты, мм |
1,5 |
||
Разрывная нагрузка сплошной ленты, кН/м не менее |
28 |
Согласно сведениям из реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet товарных знаков с наименованием "ТН 33" и "ОР 30/10" в указанном реестре не зарегистрировано.
Вместе с тем, из смысла указанной нормы Закона о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 33) следует, что заказчик обязан включить в Описание объекта закупки слова "или эквивалент" в случае установления в Техническом задании указания на конкретный товарный знак. При этом запрета на возможность установления заказчиком в аукционной документации условия о возможности использования товара эквивалентного товару, установленному Техническом задании, статьей 33 Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Пунктом 4 пункта 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать <...> доводы жалобы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Материалами дела установлено, что жалоба заявителя не содержит сведений и документов, подтверждающих данный довод, позволяющих антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Согласно информации с официального сайта ЕИС на участие в электронном аукционе подано 12 заявок, в связи с чем, Комиссия Якутского УФАС России не усматривает, что положения документации об электронном аукционе противоречат пункту 1 части 1 статьи 64, а также пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
3. ООО "Стройинвест" в своей жалобе указывает, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.".
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
06 февраля 2017 года заказчиком на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" и на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0316100011917000002 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия).
Согласно указанному извещению заказчиком установлены требования к участникам закупки в том числе требование о том, что участниками данной закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые ими и (или) турецкими гражданами (согласно Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и подлежит признанию необоснованным.
Жалоба ООО "Стройинвест" признана необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "СтройТехПартнер" частично обоснованной на основании следующего.
1. Заявитель указывает на то, что заказчиком установлен некорректный срок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Материалами дела установлено, что в пункте 19.5 документации об электронном аукционе на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия) Идентификационный код закупки: 171142600424614260100100010014211243 (изв. N 0316100011917000002) заказчиком указано следующее: "Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с момента размещения извещения и документации в ЕИС (на официальном сайте) до "22" февраля 2017 г. (включительно)".
Между тем, в извещении о проведении закупки и пункте 6 аукционной документации заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - "27" февраля 2017 г.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено следующее.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе предписывают заказчикам предоставлять разъяснения положений аукционной документации всем участникам закупок, которые направили запрос о даче таких разъяснений в срок не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Следовательно срок окончания предоставления таких разъяснений, устанавливаемый в аукционной документации, не должен быть установлен ранее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
При этом, поскольку в отдельных случаях нормы Закона о контрактной системе содержат специальное указание на то, что тот или иной срок исчисляется именно в рабочих днях (к примеру, часть 11 статьи 31, часть 1 статьи 36, части 4-6 статьи 37, часть 6 статьи 44 Закона), Комиссия Якутского УФАС России считает, что в случаях, когда указание на то, в каких именно днях - календарных или рабочих следует исчислять срок отсутствует, срок должен исчисляться в календарных днях.
В связи с вышеизложенным, последним днем, когда участник закупки может направить запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, является день, после которого остается три календарных дня до даты окончания срока подачи заявок, и таким днем следует считать 23 февраля 2017 года.
Таким образом, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации, не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, запросов о разъяснении положений аукционной документации от участников закупки не поступало, в связи с чем, на результаты закупки данное нарушение не повлияло.
2. ООО "СтройТехПартнер" указывает на включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению заявителя заказчиком установлены излишние требования по следующим показателям:
- удельной эффективной активности естественных радионуклидов по материалам: "Щебень 20-40 мм по ГОСТ 8267-93 для заполнения Георешоток", "Щебеночно-песчаная смесь С5" и "Щебень для асфальтобетона пористого, марка II для нижнего слоя по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 9128-2013", "Щебень для асфальтобетона Тип Б марка III для верхнего слоя по ГОСТ 8267-93, ГОСТ 9128-2013", "Песок для асфальтобетонных работ по ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 9128-2013", "Минеральный порошок по ГОСТ 52129-2003";
- Предел прочности при сжатии при определенных температурах по следующим материалам: "Асфальтобетон Тип Б марка II по ГОСТ 9128-2013", "Асфальтобетон Пористый крупнозернистый марка II по ГОСТ 9128-2013";
- Глубина проникания иглы, а также растяжимость при определенных температурах, а также по материалу "Битумы нефтяные дорожные вязкие БНД 90/130 по ГОСТ 22245-90".
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пояснений заказчика, а также из материалов дела следует, что установленные в Приложении N5 требования к у казанным характеристикам соответствуют требованиям, установленным Межгосударственными и национальными стандартами (ГОСТ), указанных в пунктах 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 указанного приложения, а также Отраслевыми дорожными методиками (ОДМ) необходимых для качественного проведения капитального ремонта автомобильной дороги.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что устанавливая требования к товарам, используемым при выполнении работ, заказчик исходил из собственных потребностей, которые выражаются, том числе, в использовании при ремонте автомобильной дороги материалов соответствующих требованиям действующих стандартов и нормативов.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, определяющей порядок подачи жалобы, установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, следует, что обязанность доказывания доводов жалобы, в том числе, ущемления действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки, возлагается на самого участника закупки.
Между тем, заявителем жалобы ООО "СтройТехПартнер" в материалы дела не представлено доказательств относительно того, что заказчиком в аукционную документацию включены требования к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "СтройТехПартнер" признается необоснованным.
Жалоба ООО "СтройТехПартнер" признается обоснованной частично.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика ФКУ "Управление автомобильной магистрали "Колыма" ФДА" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия) Идентификационный код закупки: 171142600424614260100100010014211243 (изв. N 0316100011917000002) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СтройТехПартнер" на действия заказчика ФКУ "Управление автомобильной магистрали "Колыма" ФДА" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан, км 170+000 - км 177+000, в Республике Саха (Якутия) Идентификационный код закупки: 171142600424614260100100010014211243 (изв. N 0316100011917000002) обоснованной частично, в части установления некорректного срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
3. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства" нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 марта 2017 г. N 06-149/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2017