Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 марта 2017 г. N 07-24-1581эп/17
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия
рассмотрев жалобу ООО "ГРУППА С" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Физкультурно-оздоровительный комплекс" по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, поселок Лунево" (закупка N 0148200005416001134 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, утвердившим документацию об Аукционе, несоответствующую законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 30.12.2016;
2) начальная максимальная цена контракта - 169 940 770,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 27.02.2017;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников- 03.03.2017;
6) дата проведения Аукциона - 06.03.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В позиции 9 технической части документации об Аукционе Заказчиком установлены требования по товару "Доски хвойных пород" - "Размер (длина) 4-6,5 мм", "Длина 4,0 - 6, 0", указанные показатели противоречат друг другу, то есть участнику закупки не представляется возможным указать вышеуказанный показатель в соответствии с документацией об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования в документации об Аукционе не соответствуют требованиям указанных ГОСТ: в позиции 10 технической части документации об Аукционе установлено требование "Марка по прочности М100-М300, согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" показатель М300 отсутствует; в позиции 14 технической части документации об Аукционе установлено требование "Листы гипсокартонные" для обеих групп листов (А и Б) установлены предельные отклонения по ширине от 1 до -5, согласно ГОСТ 6266-97 предельные отклонения по ширине от 0 до -5, также непонятно какие листы требуются Заказчику "ГКЛ" или "ГКЛВ"; в позиции 15 технической части документации об Аукционе установлены требования по товару "Гипсовые вяжущее" не относящиеся к ГОСТ 6266-97, вместе с тем указанный показатель регламентируется ГОСТ 125-79, то есть участнику закупки не представляется возможным указать вышеуказанный показатель в соответствии с документацией об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлены избыточные требования, например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее: "предельное отклонение профиля по массе в сторону уменьшения, предельное отклонение от номинальных размеров, угол загиба и тп.".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе участникам закупки необходимо дать конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Кроме того, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требуемые характеристики товаров "Ветошь", "Электроды".
При этом, объектом закупки является "техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем автоматической пожарной сигнализации и проведение испытаний противопожарного водопровода" в этой связи товары "Ветошь", "Электроды" не относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в техническом задании документации об Аукционе по пунктам 1, 7, установлены требования в соответствии с потребностью Заказчика и Законом о контрактной системе.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015 (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложение N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от04.02.2015 N 99", установлены требования: "копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке" Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, объектом закупки являются выполнение работ по строительству.
В пункте 18.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ".
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением.
Учитывая, что объект закупки относится к работам по строительству, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе не установлено соответствующее Постановлению требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей документов, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26.01.2017 Комиссией рассмотрена жалоба ООО "Профит плюс" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона. Комиссией принято решение от 26.01.2017 по делу N 07-24-442эп/17 о признании жалобы ООО "Профит плюс" частично обоснованной, признании в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Для устранения указанного нарушения Комиссией на основании решения от 26.01.2017 по делу N 07-24-442эп/17 Заказчику, Уполномоченному органу до 09.02.2017 предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.01.2017 по делу N 07-24-442эп/17, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание Управления от 26.01.2017 по делу N 07-24-442эп/17, что нарушает требования пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГРУППА С" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с выданным ранее по делу
от 02.03.2017 N 07-24-1483эп/17.
5. Материалы дела от 06.03.2017 N 07-24-1581эп/17 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
(499) 755-23-23 (050-228)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 марта 2017 г. N 07-24-1581эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017