Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 марта 2017 г. N 2556-2559/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобыООО "Сигма" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на поставку фруктовой, овощной, мясной продукции, хлебобулочных изделий (номера извещений 0348100026517000007, 0348100026517000006, 0348100026517000008, 0348100026517000009 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурсы), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, утвердившим Конкурсную документацию, несоответствующую Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение норм Закона о контрактной системе не установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено что, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условии допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг" (далее - Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации N 155) при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что в информационной карте Конкурсной документации установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно:
"В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае если победителем представлена заявка, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке несет участник закупки".
Указанное требование соответствует нормам Закона о контрактной системе, а также не противоречит положениям Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 155.
Представителем Заявителя не представлено доказательств нарушения Заказчиком норма Закона о контрактной системе, а также ограничения количества участников закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что в приложении N 2 к Конкурсной документации установлена инструкция по составлению предложения участника закупки, где указано:
"Под предложением участника конкурса Заказчик понимает, что при описании условий и предложений участник конкурса должен применять общепринятые обозначения, сокращения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и конкурсной документации. Сведения, которые содержатся в заявках участников, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника (сведения о предлагаемом товаре (материале)) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов: "или эквивалент", "не менее", "не более", союзов "или", "либо", "и (или)". Употребление словосочетаний: "в основном", "и другое", "может быть", "минимальное значение", "максимальное значение", "наибольшее значение", "наименьшее значение", "не должен превышать", "не может превышать", слов "приблизительно", "ориентировочно", "возможность", "предполагается" "примерно", "около", "предполагается", "максимум", "maximum", "минимум", "minimum" (либо сокращений указанных слов: "прибл.", "прим.", "ок.", "возм.", "ориент.", "макс.", "мин.", "max.", "min.") не допускается. Недопустимо описание характеристик требуемых заказчику товаров (материалов) в виде неконкретных значений, в том числе диапазонов (интервалов), кроме случаев, указанных ниже", что не противоречит положениям Закона о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.
Представителем Заявителя не представлено доказательств обоснованности указанного довода жалобы.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что Заказчиком установлен в том числе порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"В рамках критерия оценивается предоставление в составе Предложения участника о качестве товаров, улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик товаров, по параметрам товара и/или его компонентов (при их наличии), характеризующих:
сорт или класс или группу или категорию товара, если соответствующий товар в соответствии с нормативно-технической документацией на товар (ГОСТ и т.п.) подразделяется на сорта или классы или группы или категории;
отклонения, которые согласно нормативно-технической документации (ГОСТ и т.п.) могут допускаться в соответствующем товаре (например, нажимах, помятостях, царапинах, испорченных ядрах и т.п.);
дефекты, которые согласно нормативно-технической (ГОСТ и т.п.) документации могут допускаться в соответствующем товаре;
оценку органолептических свойств товара (вкуса, запаха, консистенции), если в соответствии с нормативно-технической (ГОСТ и т.п.) документацией на товар такие свойства подлежат оценке в баллах.
За товар с улучшенными характеристиками по параметру сорт (класс, группа, категория) принимается товар, отвечающий соответствующим требованиям нормативно-технических документов (соответствующему товару ГОСТу, Техническому регламенту и другим, указанным в п. 4 Технического задания) и при этом обладает более высоким, но не ниже первого сортом (классом, группой, категорией) по отношению к сорту (классу, группе, категории) товара, указанному в Техническом задании. При этом в данном случае, слова "не ниже", и их синонимы подразумевают обратный отсчет, например, первый сорт выше второго,
высший сорт выше первого и т.д. Помологический сорт (группа, категория, класс) не считаются улучшенной характеристикой.
За товар с улучшенными характеристиками по параметрам, характеризующим дефекты, принимается товар, в котором по параметрам характеризующим дефекты (отклонения), которые могут в нем допускаться в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (соответствующим товару ГОСТу, Техническому регламенту и другим, указанным в п. 4 Технического задания), предлагается значение "отсутствует" или "0".
Товаром с улучшением характеристик по параметрам, характеризующим оценку органолептических свойств (вкуса, запаха, консистенции), считается товар соответствующим требованиям нормативно-технических документов (соответствующему товару ГОСТу, Техническому регламенту и другим, указанным в п. 4 Технического задания) и при этом обладает более высокой оценкой органолептических свойств (вкуса, запаха, консистенции).
Предоставление в предложение участника сведений о сорте (классе, группе, категории) товара и/или его компонентов, в отношении товаров для которых в Техническом задании не указан сорт (класс, группа, категория), считается предоставлением улучшенных характеристик, при условии, что предлагаемый сорт (класс, группа, категория) будет не ниже первого (первой). Например, если в Техническом задании сорт товара не указан, а в Предложении о качестве участником предоставлены сведения о сорте (например, указывается первый сорт), это будет считаться улучшенной характеристикой".
Исходя из приведенного порядка оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не представляется возможным участникам закупки определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией, а также Заказчиком не установлен перечень дефектов или отклонений, отсутствие которых является улучшенной характеристикой.
Кроме того, нормативно-технические документы, указанные в пункте 4 технического задания Конкурсной документации, не предусматривают оценки товаровпо органолептическим свойствам в баллах.
Вместе с тем, порядок оценки критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" содержит в себе противоречащее установленной Конкурсной документации шкале оценки показателя критерия "качество товаров" положение, а именно: пунктами 4.5 и 4.6 приложения N 1 к информационной карте Конкурсной документации установлено, что "Баллы в количестве указанном в п. 4.5. настоящих Критериев присваивается только в случае, если в заявке представлено не менее 30 улучшенных характеристик. В случае если предложение участника содержит менее 30 улучшенных характеристик заявке (предложению) участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присуждается 0 баллов".
Следовательно, установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в закупке по органолептическим свойствам товаров, а также отсутствие содержания пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данным показателям, не позволяет участникам закупки определить является ли предлагаемый товар улучшенным по данному показателю, а также Конкурсная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, как именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Конкурсной комиссией.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе и надлежащей инструкции по их заполнению.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе, а именно представление дополнительных документов, подтверждающих отношение участника закупки к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе,требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что в извещении о проведении Конкурса указано, что участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, в информационной карте Конкурсной документации установлено:
"3.4.1.2.14. документы подтверждающие соответствие участника закупки условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ - в случае, если проводится конкурс среди субъектов малого предпринимательства. В качестве таких документов может быть представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или уведомления об отнесении участника закупки к субъектом малого предпринимательства. Данное уведомление составляется в произвольной форме, оформляется на бланке участника размещения заказа, подписывается участником закупок либо его уполномоченным представителем и должно содержать сообщение в декларативной форме о соответствии участника закупок следующим условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства (с указанием их количественных показателей):
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год".
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрено, чтобы участники закупки в составе заявки подтверждали статус субъекта малого предпринимательства какими-либо документами или информацией.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащие требования к участникам закупки.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что в порядке оценки заявок на участие в конкурсе Конкурсной документации установлено, чтоучастник конкурса представляет в составе заявки на участие в конкурсе предложения о качестве товаров, улучшенных по сравнению с требованиями Технического задания характеристик товаров, по параметрам товара и/или его компонентов.
При этом, в техническом задании указаны в том числе такие требования к товарам как"Фарш должен быть равномерно перемешан, без серых пятен, пустот и содержать кусочки: шпика размером не более 3 мм белого цвета"для товара "Колбаса сырокопченая "Зернистая"", "Мышцы на разрезе: слегка влажные, не оставляют влажного пятна на фильтрованной бумаге, цвет от светло-розового до красного. Консистенция: на разрезе мясо плотное, упругое, образующаяся при надавливании пальцем ямка быстро выравнивается" для товара "Окорок свиной без кости".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, содержащей ненадлежащее описание объекта закупки.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015 (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно позиции 6 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 при осуществлении закупок на Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей заказчики обязаны установить следующее дополнительное требование к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, является копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия установила, что в информационной карте Конкурсной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с коммерческими организациями не рассматриваются) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
Данное требование не соответствует позиции 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в части утверждения документации об Аукционе, содержащей ненадлежащие требования к участникам закупки.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобыООО "Сигам" частичнообоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31,пунктов 1, 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении допущенныхнарушений Заказчику не выдавать, так как выдано ранее по делу от 06.03.2017 N 07-24-2562/17 - 07-24-2570/17.
4. Материалы дела от 06.03.2017 N 07-24-2556/17 - 07-24-2559/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административныхправонарушений не передавать, так как переданы ранее по делу от 06.03.2017 N 07-24-2562/17 - 07-24-2570/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 марта 2017 г. N 2556-2559/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2017