Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 14 мая 2014 г. N 3-23/123С-2014
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Бутузовой Т.В. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
- Казаковой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии Управления,
- Рытухина С.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок, органов власти и рекламы, члена Комиссии Управления,
рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного учреждения Государственный центр агрохимической службы "Пензенский" (далее - заказчик, ФГБУ ГЦАС "Пензенский") о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком от 25.04.2014 вход. N 1498, приложенные к данному обращению документы, руководствуясь частью 15 статьи 99, пунктом 4 части 1 статьи 71, пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), осуществив согласно Приказу Пензенского УФАС России от 12.05.2014 N 97 внеплановую проверку соблюдения заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона "Услуги по поверке приборов" (извещение от 11.04.2014 N 0355100016214000012) (далее - Электронный аукцион), проводимого на сайте оператора ЭТП - ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru (далее - Оператор электронной площадки),
УСТАНОВИЛА:
11.04.2014ФГБУ ГЦАС "Пензенский" были опубликованы извещение о проведении электронного аукциона N 0355100016214000012 и документация об электронном аукционе "Услуги по поверке приборов".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе установлены следующие сроки:
- дата и время начала подачи заявок - 14.04.2014 09:00;
- дата и время окончания подачи заявок - 21.04.2014 09:00;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 22.04.2014;
- дата проведения электронного аукциона - 25.04.2014 09:40.
Начальная (максимальная) цена контракта рассчитана в соответствии с "Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем)", утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 с использованием метода сопоставимых рыночных цен.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, разделом III Документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 37323,07 рублей.
Согласно сведениям из личного кабинета, представленным Заказчиком, на участие в электронном аукционе была подана одна заявка 16.04.2014 в 08:31 N 7174394.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям указанного Закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 указанного Закона.
ФГБУ ГЦАС "Пензенский" представлено письмо ФБУ "Пензенский ЦСМ" о согласии заключить государственный контракт на оказание услуг по поверке приборов по цене контракта 32415,14 рублей.
При проведении внеплановой проверки КомиссияУправления установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 -6 статьи 42указанного закона, а также требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии состатьей 31 указанного закона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 закона, указываются, в том числе, предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, определенные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Также согласно части 1.1 статьи 73 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном указанном закономреестренедобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным вчасти 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам такой закупки, и перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.
Извещением от 11.04.2014 N 0355100016214000012 о проведении электронного аукциона, опубликованным на официальном сайте, установлены следующие требования к участникам закупки:
1. требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
2. единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
3. требование о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
4. требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Однако, установление подобных дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе возможно, исключительно, в случае определения таких требований Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Таким образом, установление, в рассматриваемом случае, дополнительных требований для участниковзакупки, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Данное положение отсутствует в проекте государственного контракта.
Также согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней. Пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Указанный порядок определен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается, в том числе, обязательное условие о порядке и сроках оплаты работы или услуги.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Названные положения отсутствуют в проекте контракта, что нарушает требования частей 2, 4, 13, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 15 Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2013 N 537, контрольный орган отказывает в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2013 N 537, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение Государственный центр агрохимической службы "Пензенский"нарушившим часть 6 статьи 31, части 2, 4, 13, 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Отказать заказчику - Федеральному государственному бюджетномуучреждению Государственный центр агрохимической службы "Пензенский" в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по электронному аукциону "Услуги по поверке приборов" (извещение от 11.04.2014 N 0355100016214000012).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
Т.В. Бутузова |
|
|
Члены комиссии: |
Е.А. Казакова |
|
|
|
С.В. Рытухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 14 мая 2014 г. N 3-23/123С-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2014