Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 23 апреля 2014 г. N 168К-2014
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Вр.и.о. Руководителя Дагестанского УФАС России,
Членов Комиссии:
Адигюзелова К.А. - Зам. Руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок и органов власти,
Магомедзагирова М.Х. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России,
при участии представителей:
от Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дирекция по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 2000-летию основания города "Дербента" (далее - Заказчик) - Салихова Ш.С. (доверенность от 22.04.2014 г. N 45/14) и Зубаирова М.Л. (доверенность от 22.04.2014 г. N 45/14),
от ООО "Дорстройхолдинг" (далее - Заявитель, Общество) - представитель не явился (извещен),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием N 0803200013114000003 на реконструкцию улиц г. Дербента,
У С Т А Н О В И Л А:
16.04.2014 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием N 0803200013114000003 на реконструкцию улиц г. Дербента (далее - Конкурс).
В жалобе Заявителя указывается, что документация конкурса с ограниченным участием не соответствует законодательству РФ, а именно:
дополнительное требование к участнику закупки установлено в качестве критерия оценки заявки.
Исследовав представленные материалы дела, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и выслушав представителей Заказчика, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
08.04.2014 Заказчиком в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), были размещены извещение (в редакции N 2) и конкурсная документация по проведению конкурса с ограниченным участием N 0803200013114000003 на реконструкцию улиц г. Дербента.
Начальная (максимальная) цена контракта - 339 269 407 руб.
Дата и время окончания предоставления конкурсной документации - 21.04.2014 г. 11:00.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 25.04.2014 г.
1. Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Заказчиком, в соответствии с "Дополнительными требованиями, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проводился конкурс с ограниченным участием. Согласно вышеуказанному постановлению заказчик вправе установить следующие дополнительные требования к участникам закупки:
1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2) Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
В пункте 13 информационной карты Конкурса Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В жалобе Заявителем указывается, что Заказчиком, одно из дополнительных требований, а именно наличие одного ранее исполненного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, включено в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе в нарушение п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу п. 30 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Комиссией установлено, что в пункте 13 информационной карты Конкурса также содержится условие, что дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Раздел 6 Конкурсной документации содержит Порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. Согласно данному Порядку установлены следующие критерии оценки заявок:
"1) Цена контракта (значимость критерия - 60%);
2) По критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 20%). Показатель данного критерия и его значимость:
а) опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - 100%.
Для определения оценки берутся в расчет объемы выполненных работ участниками закупки за последние пять лет (2009-2013 гг.). При этом учитываются все объемы выполненных работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, т.е., все дорожно-строительные работы.
3) По критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 20%). Показатель данного критерия и его значимость:
а) качество работ - 100%".
Заказчиком, в Порядке оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием установлен такой критерий оценки как "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", по которому оценке подлежит общий объем выполненных участниками закупки работ за последние 5 лет. Согласно конкурсной документации в качестве одного из дополнительных требований установлено наличие одного ранее исполненного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 27 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 11 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является реконструкция улиц г. Дербента. Таким образом, установление критерия "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Пункт 30 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 устанавливает запрет на использование в качестве критериев оценки установленных заказчиком дополнительных требований.
Между тем, в рассматриваемом конкурсе с ограниченным участием содержание установленного заказчиком дополнительного требования "наличие опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта" отлично от содержания применяемого им критерия оценки заявок "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 5 лет".
Кроме того, п. 30 "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 не содержит для заказчика запрет устанавливать в качестве критерия оценки опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние 5 лет, в том числе при проведении конкурса с ограниченным участием, в котором условием участия для участников закупки является наличие опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия приходит к выводу, что такой критерий оценки как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема не является аналогичным требованию, установленному в конкурсной документации к участнику закупки, о наличии одного ранее исполненного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, установленное Заказчиком в конкурсной документации требование о наличие опыта исполнения одного контракта, стоимость которого должна составлять не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта не применяется Заказчиком в качестве критерия оценки заявок, на что содержится указание и в п. 13 информационной карты Конкурса в связи с чем, довод Заявителя о содержании в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявки дополнительного требования, установленного заказчиком в качестве предквалификационного отбора, не находит своего подтверждения.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что Заказчиком в нарушение вышеуказанной нормы при описании объекта закупки "Ведомость объемов работ по улице Курбанова" содержится указание на наименование производителя, а именно Фирма "Амира". Кроме того, "Ведомость объемов работ по улице Курбанова" содержит указание на несуществующие ГОСТы и ГОСТы, утратившие силу, так ГОСТ 23279-85 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" заменен; ГОСТ 2608-83 не существует; ГОСТ 3283-83 не существует.
Таким образом, указание при описании объекта закупки наименования производителя, а также на то, чтобы выполняемая работа и применяемый при это этом товар (материал) соответствовал замененным и несуществующим ГОСТам нарушает требования п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проект контракта предусматривает следующий порядок оплаты: "Заказчик производит авансирование Подрядчику части стоимости подрядных работ в размере 30 % от годового лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год в течение 30-дней со дня подписания контракта, в последующие годы в течение 30 дней со дня подписания дополнительного соглашения к настоящему контракту на соответствующий год. Промежуточные платежи в рамках настоящего Контракта осуществляются Заказчиком ежемесячно на основании предъявленных Подрядчиком и принятых Заказчиком объемов выполненных работ, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику на текущий финансовый год и объемов финансирования, полученных от главного распорядителя средств республиканского бюджета".
Вместе с тем пункт 4.13 проекта контракта предусматривает следующее: "Осуществление всех платежей и расчетов производится в указанные выше сроки при условии своевременного поступления финансовых средств из республиканского бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств".
По мнению Комиссии, пункт 4.13 проекта контракта содержащий условие, что осуществление всех платежей и расчетов производится при условии своевременного поступления финансовых средств из республиканского бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств без указания конечного срока расчета с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) не гарантирует участникам закупки, что им будет произведена оплата, что не является добросовестным исполнением ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, по мнению Комиссии, установленный заказчиком порядок оплаты, не содержит сведений о фактических сроках оплаты и будет ли оплата произведена вообще.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Дорстройхолдинг" признать необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика при проведении Конкурса нарушение п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 и ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.А. Адигюзелов
В.А. Агамирзаев
М.Х. Магомедзагиров
К.Г. Магомедов
Исполнитель:
Магомедов К.Г.(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 23 апреля 2014 г. N 168К-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2014