Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 апреля 2014 г. N 77-кз/2014 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Республике Татарстан
ул. Московская, д. 55, г. Казань, 420021
тел.: (843) 236-89-22, факс (843) 238-19-46
e-mail: to16@fas.gov.ru
МОНОПОЛИЯГ КАРШЫ
ФЕДЕРАЛЬ ХЕЗМТНЕ
Татарстан Республикасы
ИДАРСЕ
Московский ур., 55 йортКазан шре, 420021
тел.: (843) 236-89-22, факс (843) 238-19-46
e-mail: to16@fas.gov.ru
______________N_________
На N________от ________
Министерство здравоохранения Республики Татарстан
420111, РТ, г.Казань, ул.Островского, д.11/6
ООО "Медресурс"
143500, Московская область, г.Истра, ул.Шнырева, д.57
Р Е Ш Е Н И Е по делу N77-кз/2014
о признании жалобы необоснованной
14.04.2014 года г. Казань
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председателя Комиссии: - Мухаметзянова Д.Ф. - заместителя руководителя;
Членов Комиссии: - Шайдуллова Д.Н. - заместителя начальника отдела;
- Колебановой Е.С. - главного специалист-эксперта;
- Волковой В.Н. - ведущего специалист-эксперта,
в присутствии представителей государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Татарстан Пологова Артура Олеговича (доверенность N09-01/526 от 20.01.2014 года), Хайруллиной Гузель Абдулловны (доверенность N09-01/528 от 20.01.2014 г.), Вафиной Зульфии Ильсуровны (доверенность N09-01/3717 от 11.04.2014 г.), в присутствии представителей заявителя - ООО "Медресурс" Мисникова Александра Вячеславовича (доверенность Nб/н от 11.04.2014 г.), Бобкова Виктора Степановича (доверенность Nб/н от 11.04.2014 г.), в соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе жалобу ООО "Медресурс" (вх. N779/ж от 08.04.2014 г.) на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Татарстан при проведении электронного аукциона N 0111200002414000092 на предмет: "Поставка специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан Российской Федерации, находящихся на территории Республики Татарстан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0111200002414000092 на предмет: "Поставка специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан Российской Федерации, находящихся на территории Республики Татарстан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 21.03.2014 года.
Государственный заказчик - Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 582 861,80 руб.
В своей жалобе заявитель сообщил о том, что документация об электронном аукционе не соответствует действующему законодательству в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представители государственного заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав представителей сторон, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы, изложенные в жалобе необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
По пункту 1 технического задания аукционной документации заказчик не отрицает факт того, что установленные характеристики специализированного лечебного безфенилаланинового питания для детей, больных фенилкетонурией, старше 8 лет (упаковка не менее 250 мл) являются в своем роде уникальными и подпадают под единственного производителя: ЭсЭйчЭс Интернешнл Лтд., Великобритания - Изифен со вкусом лесной ягоды, упаковка по 250 мл.
Это обусловлено тем, что для организации лечебного питания ребенка, больного фенилкетонурией, необходимо наличие специализированных продуктов на основе смесей аминокислот без фенилаланина, которые в диете являются основными источниками белка, полиненасыщенных жирных кислот, большинства витаминов и минеральных веществ, а также специализированных безбелковых и малобелковых продуктов на основе крахмалов и/или мальтодекстрина, обеспечивающих соответствующую возрасту энергетическую ценность рациона и должны применяться в питании постоянно.
Характеристики требуемого к поставке товара являются оптимальными для определенной группы пациентов.
Для данной конкретной группы детей больных фенилкетонурией установлены требования адаптированные по аминокислотному, витаминному и минеральному составу, обеспечивающие безопасность и не создающие при этом дополнительных барьеров, тем самым позволяя детям получить нужную терапевтическую дозу в нужном объеме и способствуя длительности диетотерапии и приверженности лечения. В результате фенилаланин и белок крови у детей поддерживаются на нормальном уровне, что является условием нормального физического и психомоторного развития ребенка. Смеси хорошо переносятся, не вызывают диспептических явлений и аллергических реакций.
Замена лечебного питания является недопустимой, может привести к отсутствию ожидаемого терапевтического эффекта, что в свою очередь может привести к непоправимым нарушениям здоровья, ограничению жизнедеятельности и инвалидизации пациентов (умственной отсталости). Данное утверждение подтверждается в том числе, выдержками карт больных, согласно которым при приеме иного лечебного питания у детей произошло ухудшение состояния здоровья.
Кроме того, все закупаемые продукты согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 г. N273, входят в одну группу товаров.
Таким образом, довод заявителя в части включения в состав одного лота товаров, функционально и технологически не связанных между собой, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании документации об электронном аукционе N0111200002414000092 на поставку специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан Российской Федерации, находящихся на территории Республики Татарстан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указаны максимальные и минимальные значения показателей требуемого лечебного питания и показатели, значения которых не могут изменяться.
Установленные показатели обусловлены необходимостью обеспечения детей- инвалидов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 N178-ФЗ, а именно - для лечения детей-инвалидов с фенилкетонурией посредством использования специализированного лечебного питания с соответствующими характеристиками, которые эффективны, не вызывают побочных реакций и к которым больные адаптированы для продолжения ранее начатого лечения для конкретных пациентов персонифицировано.
В соответствии со ст. 70 ФЗ N323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" лечащий врач назначает лечение пациенту (при фенилкетонурии лечением данного заболевания, является диетотерапия). Согласно Приложению к ФЭ-323 от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", а также "Стандарта специализированной медицинской помощи детям при классической фенилкетонурии" от 29.01.2013 - соблюдение низкобелковой диеты и прием специализированного лечебного питания является основным и крайне важным этапом лечения и рекомендует, в данном случае, специализированное лечебное питание.
Решение о назначении того или иного питания для больных фенилкетонурией принимает врач - эксперт, в данном случае врач-генетик.
Подбор, расчет, составление диеты на основании специализированной лечебной смеси для данной категории пациентов осуществляется врачом - генетиком персонально, с учетом возраста, ростово-весовых показателей, личностных особенностей физического и психомоторного развития ребенка, а также индивидуальной переносимости продуктов специализированного лечебного питания.
Продукты для пациентов с фенилкетонурией должны использоваться только под строгим наблюдением врача и не предназначены для использования в качестве единственного источника питания.
Кроме того, статьей 61 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что лекарственные препараты для медицинского применения назначаются в соответствии с инструкцией по применению препарата для медицинского применения, а также с учетом способа введения и применения.
Заявитель ни в своей жалобе, ни в прикрепленных к жалобе документах, не представил доказательств, что иное лечебное питание является эквивалентом указанным в техническом задании продуктов и может быть использовано без ухудшения здоровья детей больных фенилкетонурией.
Таким образом, вышеуказанные требования обусловлены потребностью заказчика и продиктованы необходимостью поддержания нормальной жизнедеятельности детей.
Руководствуясь частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Кроме того, факт отсутствия ограничения конкуренции подтверждается наличием двух заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе.
Таким образом, довод заявителя в части установления в документации требований, направленных на сокращение количества участников данной закупки, является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Медресурс" (вх. N779/ж от 08.04.2014 г.) на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Татарстан при проведении электронного аукциона N 0111200002414000092 на предмет: "Поставка специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан Российской Федерации, находящихся на территории Республики Татарстан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ф. Мухаметзянов
Члены Комиссии Д.Н. Шайдуллов
Е.С. Колебанова
В.Н. Волкова
Исп. Волкова В.Н.
тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 апреля 2014 г. N 77-кз/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2014