Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 апреля 2014 г. N 05-05-06/46-14
Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.04.2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Хаджиев Ф.А., врио руководителя Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Хайын С.С. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва":
- "_","_";
- "_","_";
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_","_";
в отсутствии при рассмотрении жалобы надлежащим образом уведомленных представителей подателя жалобы ООО "Спецстрой",
в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 31.03.2014 года в связи с необходимостью предоставления дополнительного времени для ознакомления представителей заказчика с жалобой,
рассмотрев жалобу (вх. N 1327 от 24.03.2014 года) ООО "Спецстрой" ("_") на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" при проведении аукциона в электронной форме N 0112200000814000037 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Кызыл - Сарыг-Сеп на участке км 1+900-км 13+150, в том числе дополнительные объемы работ и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной торговой площадки, уполномоченного органа и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам ООО "Спецстрой", заказчиком установлены требования к товарам, не позволяющие определить потребности заказчика, в частности в аукционной документации указаны ссылки на замененные ГОСТы, и установлено требование товара на соответствие и ТУ и группе IV по ГОСТ. Также согласно доводам подателя жалобы в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки.
Таким образом, Заказчик ограничивает количество участников размещения заказа.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что при разработке аукционной документации руководствовались данными и требованиями ГОСТов, действовавших в период подготовки проектно-сметной документации, при этом было получено положительное заключение на аукционную документацию.
Также были внесены изменения в аукционную документацию, а именно все ГОСТы, которые прекратили действие заменены на действующие. По доводу подателя жалобы о том, что указан товар с наименованием "ВJI", представитель заказчика пояснил, что при распознавании сканированного текста проектно-сметной документации произошла техническая ошибка.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы представителя заказчика, а также пояснил, что согласно требованиям Закона о размещении заказов, заказчик не имеет право устанавливать требования к оформлению заявки. Согласно требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе имеются требования к содержанию заявки, а не к порядке оформления.
На основании изложенного, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы сторон и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме N 0112200000814000037, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - Государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" (далее - ГКУ "Тываавтодор") на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28.03.2014 года размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0112200000814000037 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Кызыл - Сарыг-Сеп на участке км 1+900-км 13+150, в том числе дополнительные объемы работ, начальная (максимальная) цена контракта - 153 488 120,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", представленного в виде таблицы, определены требования к конкретным характеристикам товара, используемого при выполнении работ, для определения соответствия используемого товара требованиям заказчика.
Так, например, в позиции 4 Технического задания аукционной документации указано выполнение работ с использованием товара, а именно, устройство труб стальных с теплоизоляцией (столбец 2), с указанием характеристики труб (столбец 3) и соответствие ГОСТам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ. Он устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Согласно Постановлению Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаются национальными стандартами.
Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Таким образом, требования к выполнению работ разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.
Таким образом, ГОСТ 1839-80, ГОСТ 26633-91, ГОСТ 26804-86 и ГОСТ 2590-71 применяются на добровольной основе при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме.
Также Приказом от 27.12.2012 года N 1975-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ "О введении в действие межгосударственного стандарта" с 01.01.2014 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта в Российской Федерации введено в действие ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", который принят взамен ГОСТ 26633-91.
В результате анализа ГОСТ 26633-2012 существенных изменений не внесены по сравнению с ГОСТ, действовавшего до 01.01.2014 года.
В техническом задании аукционной документации кроме ссылок на ГОСТ имеются указания на требования к конкретным показателям товаров, которым должны соответствовать товары, предлагаемые для поставки и выполнения работ.
В ходе рассмотрения жалобы представители государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили, что в аукционную документацию внесены изменения, согласно которым указаны ссылки на все действующие ГОСТы с представлением соответствующих документов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В позиции 7 аукционной документации установлено требование:
|
Перенос ЛЭП |
|
|
|
Установка опор. |
|
|
7 |
Установка деревянных опор BJI 0.38-10 кВ ригелей деревянных из пропитанных деталей. |
Деревянные опоры. Поглощение антисептика по ГОСТ 20022.2-80, кг/м3 - 8. Длина опоры, м- 9,5. Диаметр опоры в верхнем отрубе, не менее, мм-180. |
Деревоопоры изготавливаются согласно ГОСТ 9463-88 и ГОСТ 2708-75. Способ пропитки - в соответствии с требованиями ГОСТ 20022.6-93, ГОСТ 20022.0-93, |
|
Подвеска проводов ВЛ 0,38 кВ на переходах |
Провод ВЛ 0,38 кВ |
РД 153-34.3-20.662-98; Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами |
Таким образом, значения "BJI" и "ВЛ" считаются равнозначными и обозначают стандартный показатель "воздушные линии".
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик указал ссылки на недействующие ГОСТы и не позволяющие определить потребности заказчика, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 2 аукционной документации "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" представлены требования к содержанию и составу заявки и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 2.2.3 аукционной документации в случае, если в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны значения "не менее, не более, не менее и не более, или", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретное значение предлагаемого к поставке товара.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Таким образом, в своей заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме участник закупки должен указать конкретные показатели характеристик товаров, предлагаемого для использования в работе, соответствующие требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о том, что заказчиком не разъяснены инструкции заполнения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, является необоснованным.
В аукционной документации установлено требование к разряднику со ссылками на ТУ16-521.232-77 и группе IV по ГОСТ 16357-83, который является его инструкцией по эксплуатации.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в аукционную документацию заказчиком внесены изменения, а именно исключена ссылка на ТУ.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе включил в аукционную документацию требования к товару и ссылки на ТУ, тем самым ограничив количество участников размещения заказа, являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в позициях 30, 31, 32, 33, 34 технического задания аукционной документации установлены требования к характеристикам товаров, однако не указано наименование товара.
Так, например, в позиции 33 установлено следующее:
33 |
Устройство горизонтальной разметки прерывистой линией при соотношении штриха и промежутка 3:1, шириной 0.1 м .(1.1 1) |
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, в пределе от 40-200. Количество испарившегося разжижителя, °С не ниже 28. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С не ниже 45. Температура нагревания, °С, не ниже 70. Коэффициент яркости Pv, %: для класса В6-(70-79), для класса В7-(более 80) |
ГОСТ Р 52575-2006 МАТЕРИАЛЫ |
Таким образом, заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлены требования к материалу без указания его наименования, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой камеральной проверки признать в действиях заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не указания в техническом задании аукционной документации открытого аукциона в электронной фоме N 0112200000814000037 наименования материалов, требуемых при выполнении работ по устройству горизонтальной разметки.
3. Выдать заказчику - Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Тыва", уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
С.С. Хайын |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 апреля 2014 г. N 05-05-06/46-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2014