Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2013 г. N 06-515/13т
изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Строительно - производственная компания" (далее по тексту - ООО "Строительно - производственная компания", заявитель): Ефимова О.Н. (по доверенности);
от муниципального заказчика Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее по тексту - муниципальный заказчик): Санникова Н.П. (по доверенности);
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее по тексту - уполномоченный орган): Гуляев А.А., Ефимова Н.Х. (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Строительно - производственная компания" на действия муниципального заказчика Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска при проведении открытого аукциона в электронной форме на инвестирование бюджетных средств для строительства детского сада на 180 мест в квартале 9А города Якутска (извещение N 0116300000113000691), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
05 сентября 2013 года Федеральная антимонопольная служба России направила по принадлежности в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Строительно - производственная компания" на действия государственного заказчика Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска при проведении открытого аукциона в электронной форме на инвестирование бюджетных средств для строительства детского сада на 180 мест в квартале 9А города Якутска (извещение N 0116300000113000691).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 сентября 2013 года в 16 часов 00 минут.
Рассмотрение жалобы перенесено на 10 сентября 2013 года в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ООО "Строительно - производственная компания" поддержала следующий довод жалобы и пояснила следующее.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем размещения средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По мнению заявителя, муниципальный заказчик нарушил ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов в части установления в п. 19 документации об аукционе в электронной форме требований о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в аукционе следующих документов:
- разрешение на строительство детского сада;
- наличие правоустанавливающих документов на земельный участок в квартале 9А г. Якутска;
- наличие проектно - сметной документации на строительство здания дошкольного образовательного учреждения с положительным заключением государственной экспертизы.
Представители муниципального заказчика, уполномоченного органа по доводу жалобы ООО "Строительно - производственная компания" в ходе рассмотрения дела пояснили следующее.
Установление требований к предмету размещения заказа является прерогативой муниципального заказчика. Заказчику требуется объект капитального строительства с разрешением на строительство детского сада, наличием правоустанавливающих документов на земельный участок в квартале 9А г. Якутска, проектно - сметной документации на строительство здания дошкольного образовательного учреждения с положительным заключением государственной экспертизы.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
12 августа 2013 года уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" http://www.rts-tender.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru были размещены извещение N 0116300000113000691 о проведении открытого аукциона в электронной форме на инвестирование бюджетных средств для строительства детского сада на 180 мест в квартале 9А города Якутска, а также документация об аукционе.
12 августа 2013 года уполномоченным органом внесены изменения в положения документации об аукционе в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 261 000 000,00 руб.
03 сентября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступила одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме. Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
04 сентября 2013 года состоялась процедура подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территории" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
На основании ч. 11 ст. 41.11 Закона о размещении заказов аукцион признан несостоявшимся, муниципальному заказчику рекомендовано заключить муниципальный контракт с единственным участником размещения заказа муниципальным унитарным предприятием "Агентство по развитию территории" по начальной (максимальной) цене контракта или по согласованной цене контракта и не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
На момент рассмотрения жалобы в антимонопольном органе муниципальный контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Строительно - производственная компания" признала обоснованной по следующим основаниям.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является: "Право заключения муниципального контракта на инвестирование бюджетных средств для строительства детского сада на 180 мест в квартале 9А города Якутска".
Согласно п. 19 документации об аукционе в электронной форме установлены требования к составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе:
5) разрешение на строительство детского сада;
7) наличие правоустанавливающих документов на земельный участок в квартале 9А г. Якутска;
8) наличие проектно-сметной документации на строительство здания дошкольного образовательного учреждения с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;
3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;
4) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;
5) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;
6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке;
7) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации;
8) сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах, номера записей исполненных контрактов из реестра контрактов, копии исполненных контрактов, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким контрактам при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Из вышеуказанного следует, что ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В ходе рассмотрения дела, представители муниципального заказчика, уполномоченного органа не дали пояснений, на основании каких положений Закона о размещении заказов установили требования к содержанию и составу вторых частей заявок на участие в аукционе, предусмотренные в п.п. 5, 7, 8 п. 19 документации об аукционе.
Согласно ч 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, муниципальным заказчиком нарушена ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, включение в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на инвестирование бюджетных средств для строительства детского сада на 180 мест в квартале 9А города Якутска требований о предоставлении участниками размещения заказа документов и сведений, предусмотренных п.п. 5, 7, 8 п. 19 документации об аукционе незаконно и нарушает положения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно протоколам, составленным по итогам проведения указанного размещения заказа, на участие в открытом аукционе в электронной форме поступила одна заявка участника размещения заказа муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территории", что также свидетельствует о наличии ограничения количества участников размещения заказа.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, жалоба ООО "Строительно - производственная компания" подлежит признанию обоснованной поскольку в указанном размещении заказа нарушены цели правового регулирования в сфере размещения заказов - расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, предусмотренные ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Из содержания части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов следует, что установление требования к содержанию и составу первой части заявки зависит от предмета размещения заказа, а именно:
1) при размещении заказа на поставку товара;
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар.
Исходя из содержания требований к содержанию и составу первой части заявки следует, что муниципальному заказчику требуется поставить товар, а также требуется указать конкретные показатели такого товара, соответствующие значениям (значениям в параметрах), установленным в документации.
Следует отметить, что рекомендуемая форма не является обязательной для заполнения участниками размещения заказа.
При этом, исходя из содержания требований ко вторым частям заявок на участие в открытом аукционе содержат требования к выполняемым работам.
В нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов муниципальный заказчик установил требования к содержанию и составу первой и второй частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме противоречащие друг другу.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Строительно - производственная компания" на действия муниципального заказчика Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска при проведении открытого аукциона в электронной форме на инвестирование бюджетных средств для строительства детского сада на 180 мест в квартале 9А города Якутска (извещение N 0116300000113000691) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска нарушившим ч. 1 ст. 1, ч. 3.1 ст. 34, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 7 ст. 41.8 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска предписание об устранении допущенных нарушений
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2013 г. N 06-515/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2014