Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 мая 2014 г. N 06-291/14т
изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новая строительная компания" (далее - ООО "Новая строительная компания", заявитель, Общество): Иванова Т.А. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) (далее по тексту - Единая комиссия, уполномоченный орган, Управление): получено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотрев жалобу ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения для обеспечения нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300175314000046), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44 -ФЗ) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
06 мая 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения для обеспечения нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300175314000046).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной сети www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 мая 2014 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Новая строительная компания" жалобу поддержала в полном объеме и пояснила следующее.
Указывает, что уполномоченным органом нарушены следующие положения Закона о контрактной системе:
- ч. 1 ст. 33; описание объекта закупки не носит объективный характер - отсутствует сметная документация, позволяющая объективно оценить объем выполняемых работ;
- п. 2 ст. 42; в извещении об осуществлении закупки также не указан объем выполняемых работ;
- ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 заказчиком включены в аукционную документацию требования ограничивающие количество участников закупки, а именно пункты 2-6 в разделе "Требования к организации" Технического задания (приложение N 1 к контракту) установлено требование о наличии у участников закупки:
- аккредитованной электротехнической лаборатории (разрешение территориального подразделения Ростехнадзора);
- разрешения радиочастотной службы РФ (РЧС) на использования радиочастот или радиочастотных каналов, для создания сухопутной стационарной сети связи, для автоматической передачи информации о пожаре на пульт центрального наблюдения (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01);
- сертифицированного оборудования, для создания сухопутной стационарной сети связи, занесенного в единый реестр РЭС и ВЧУ. (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01);
- соглашения о взаимодействии с Республиканским или Территориальным подразделением МЧС России в сфере ГО и ЧС, а так же мониторинга, профилактики и борьбы с тушением пожаров на территории Ленского района (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01);
- СРО в области пожарной безопасности.
Просит выдать уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа, Управление при осуществлении закупки, руководствовалось действующим законодательством: Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", нормативными документами Управления пожарного надзора по РС (Я) и письмом Министерства образования по РС (Я), где указано, что охранно-пожарные сигнализации в учреждениях школьного и дошкольного образования должны быть выведены в режим автоматической, прямой передачи информации о пожаре (без посредников) на пульт центрального наблюдения МЧС России (местного территориального подразделения противопожарной службы).
В соответствии с вышеизложенным, техническая возможность подключения на пульт на территории Ленского района возможна только с использованием радиочастотных каналов и сертифицированного оборудования, в связи, с чем необходимо провести замеры электротехнических показаний на предмет появления радиопомех и излучений, влияющих на другие радиопередающие устройства МВД, МЧС, ФСБ.
Поскольку в учреждении МБОУ СОШ N 4 установка охранно-пожарной сигнализации и речевого оповещения частично находится в неисправном состоянии (выработан ресурс), было принято решение о реконструкции (замены) системы ОПС, с дальнейшим проведением работ (установкой радиопередающего оборудования и пусконаладочными работами) для подключения учреждения на пульт центрального наблюдения Федеральной противопожарной службы в автоматическом режиме.
Организации (подрядчики) должны иметь необходимый пакет документов для проведения данных работ, а именно: лицензию МЧС России, наличие разрешения радиочастотной службы РФ (РЧС) для создания сухопутной стационарной сети связи, соглашения о взаимодействии с территориальным подразделением МЧС России в сфере ГО и ЧС, а так же мониторинга, профилактики и борьбы с тушением пожаров на территории Ленского района, наличие аккредитованной электротехнической лаборатории.
Поясняют, что аукционная документация содержит дефектную ведомость, но из-за технического сбоя при размещении закупки в единой информационной сети www.zakupki.gov.ru ведомость не опубликовалась.
Также указывают, что ООО "Новая строительная компания" не обращалась уполномоченному органу за разъяснениями положений аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
30 апреля 2014 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0316300175314000046 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения для обеспечения нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 901 484,00 руб.
12 мая 2014 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки, о чем составлен протокол N 1 (21-АЭФ).
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка с защищенным номером 7311178.
Единая комиссия признала единственную заявку участника закупки ООО "Заслон" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и закупочной документации.
Электронный аукцион признан не состоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе закупка в части подписания муниципального контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Новая строительная компания" признала обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о том, что по данной закупке отсутствует указание объема выполняемых работ, не размещена сметная документация, признан обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ, следовательно, в силу положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
В материалы дела уполномоченным органом представлена дефектная ведомость, при этом, как следует из письменного пояснения Управления из-за технических сбоев указанная ведомость не опубликована в единой информационной сети www.zakupki.gov.ru .
Пунктами 1, 2 Приказа от 30.04.2014 года N 274/1 "Об организации размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме N 21-АЭФ" установлено, организацией осуществляющей закупки является уполномоченный орган МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) и документация по данной закупке утверждена Управлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Поскольку описание объекта закупки является неотделимой частью закупочной документации и подлежит обязательному опубликованию в единой информационной системе, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что уполномоченным органом нарушены требования положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1 ч. 1 ст. 64 в части не размещения сметной документации в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Довод заявителя о том, что в закупочной документации установлены требования, ограничивающие количество участников закупки признан обоснованным в силу следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Свобода заказчика (уполномоченного органа) в установлении требований к участникам закупки ограничена вышеуказанной нормой Закона, запрещающей устанавливать требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как следует их материалов дела, в разделе "Требования к организации" Технического задания (приложение N 1 к контракту) закупочной документации установлены следующие требования к участникам закупки о наличии у них:
1. лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и включающая в себя:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2. аккредитованной электротехнической лаборатории (разрешение территориального подразделения Ростехнадзора);
3. разрешения радиочастотной службы РФ (РЧС) на использования радиочастот или радиочастотных каналов, для создания сухопутной стационарной сети связи, для автоматической передачи информации о пожаре на пульт центрального наблюдения (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01);
4. сертифицированного оборудования, для создания сухопутной стационарной сети связи, занесенного в единый реестр РЭС и ВЧУ. (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01);
5. соглашения о взаимодействии с Республиканским или Территориальным подразделением МЧС России в сфере ГО и ЧС, а так же мониторинга, профилактики и борьбы с тушением пожаров на территории Ленского района (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01);
6. СРО в области пожарной безопасности.
При этом, в ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснила, что Обществом обжалуется требования установленные в пунктах 2-6 Технического задания.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм Закона, установление требований к участнику закупки о его соответствии обусловлены следующими признаками:
1) данное требование прямо установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) закупочной документацией;
3) объектом закупки.
В рассматриваемом случае, объектом закупки является выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Данное Положение также включает в себя Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения
Поскольку предмет закупки "Выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения" входит в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 1 и п. 5 Перечня), следовательно, участники закупки в составе второй части заявки представляют копию документа, установленного в п. 1 Технического задания - копию лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, установление требований к участникам закупки в п. 2-6 Технического задания закупочной документации неправомерно.
Более того, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требования у участников закупки о наличии аккредитованной электротехнической лаборатории, сертифицированного оборудования, для создания сухопутной стационарной сети связи, занесенного в единый реестр РЭС и ВЧУ (для тревожной кнопки в автоматическом режиме на пульт 01) является требованием к наличию у участника производственных мощностей, что нарушает требования положения ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Установлено, что участник закупки ООО "Новая строительная компания" обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия уполномоченного органа об установлении в закупочной документации требований, ограничивающих количество участников закупки, что нарушают его права и законные интересы, поскольку указанный участник закупки, как пояснила в ходе рассмотрения дела представитель заявителя, Общество специализируется по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и при выполнении данных работ требуется только лицензия МЧС.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки N 1 (21-АЭФ) на участие в данной закупке поступила одна заявка.
Таким образом, материалами дела подтверждается тот факт, что уполномоченный орган, установив требования в аукционной документации (п. 2-6 Технического задания), своими действиями ограничил количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссией антимонопольного органа в действиях уполномоченного органа установлены нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а жалоба ООО "Новая строительная компания" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Новая строительная компания" на действия уполномоченного органа МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации и системы речевого оповещения для обеспечения нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300175314000046) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 59, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу МКУ "Районное управление образования" МО "Ленский район" РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 мая 2014 г. N 06-291/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2014